Shadow

Как высвободить дополнительные деньги из оборотного капитала фирмы?

Денежный поток является источником жизненной силы любой компании. Для компаний чрезвычайно важно оптимизировать управление этой частью финансовых показателей, чтобы обеспечить себе стабильное развитие в кризисные времена.

Оборотный капитал – самый дешевый источник финансирования роста бизнеса.

денежный рынок

Улучшение оборачиваемости капитала, сокращение операционного и денежного цикла – это высвобождение дополнительных «живых» денег.

Поэтому управление оборотным капиталом имеет основополагающее значение для финансового благополучия компании.

В работе над управлением оборотным капиталом организации одно из центральных мест занимает контроль сроков оплаты счетов поставщиков (кредиторской задолженности).

В среднем в мире компании оплачивают свои счета в течении 68 дней, но во многих секторах сроки оплаты КЗ продолжают увеличиваться. И это неудивительно: продление срока оплаты «кредиторки» почти мгновенно сокращает денежный цикл компании и приводит к росту чистого и свободного денежного потока.

Однако редко можно встретить ситуацию, в которой срок оплаты счетов был бы более 90 дней: слишком длинные сроки оплаты создают значительные риски потери ликвидности для поставщиков, особенно для малых предприятий, удушая их денежный поток и вынуждая их прибегать к дорогостоящим вариантам кредитования.

В стремлении продлить сроки оплаты кредиторской задолженности и избегая излишнего давления на своих поставщиков, многие компании обращаются к такому инструменту, как финансирование цепочки поставок (SCF). Обычно такую услугу предлагают банки, работающие с крупным бизнесом, экспортерами и импортерами. Поэтому преобладающая доля всех программ SCF ориентирована только на крупнейших поставщиков компании, а это означает, что компании приходится справляться с довольно сжатыми сроками оплаты КЗ у мелких поставщиков, с которыми банки не так охотно сотрудничают по supply-chain financing.

Тут стоит упомянуть и такие распространенные инструменты высвобождения дополнительных денег, как факторинг, аккредитив (услуги торгового финансирования) и возвратный лизинг. Однако ввиду относительно высокой их стоимости и некоторой сложности в администрировании эти инструменты доступны далеко не всем организациям.

Еще один ценный инструмент высвобождения дополнительных денежных средств для компании – это жесткий контроль над политикой согласования и проведения авансовых платежей. В идеале – сократить их число до нуля. Там, где это невозможно  – улучшить качество прогнозирования расходов и создать отдельную процедуру согласования оплаты (только в исключительных случаях).

Сложная ситуация для компании также, как правило, складывается при работе над снижением срока собираемости дебиторской задолженности, т..е получением оплаты от своих клиентов. Удобно, когда компания работает по полной предоплате (что в большинстве случаев сокращает денежный цикл до отрицательных значений, а это – постоянный приток свободных денежных средств). Однако далеко не каждая компания и не каждый сектор могут позволить себе работу по 100% предоплате.

Крупные оптовые торговцы, например, очень часто имеют систему внутренних кредитных рейтингов и на ее основании присваивают своим клиентам условия кредитования и срок оплаты поставок (например, от 30 до 45 дней).

Стратегия управления объемом дебиторской задолженности в основном строится вокруг нахождения оптимального баланса между снижением риска потери ликвидности и увеличением объема продаж.

Важно удержать лояльность ключевых клиентов, предоставляя им выгодные условия оплаты, при этом не слишком раздувая размер ДЗ (часть из которой уже может быть проблемной и требовать срочных мер!).

Например, если средний срок оплаты дебиторской задолженности в компании – 30 дней, период оборачиваемости запасов – 10 дней, а средний период оплаты кредиторской задолженности – 45 дней, то денежный цикл компании будет отрицательным ( 30+10-45 =  -5).

Это свидетельствует о том, что компания будет получать деньги от своих клиентов раньше, чем наступит срок оплаты приобретенных материалов и иных расходов, т.е. будет иметь положительный чистый денежный поток и постепенно сможет нарастить существенный размер денежного резерва.

В тех фирмах, где нет ни возможности, ни желания создавать собственную систему кредитных рейтингов, обычно просто устанавливают лимит доли дебиторской задолженности от объема продаж и периодически его отслеживают.

Повысить собираемость «дебиторки» компании поможет также и более внимательная работа по разрешению разногласий или споров с клиентами и взысканию задолженности в судебном или досудебном порядке.

Не лишним будет внедрить практику регулярного «обзвона» или встреч с проблемными клиентами, чтобы устранить основные причины проблем с оплатой или выявить пути их разрешения.

Вам также могут быть интересны следующие статьи по теме:

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать развитию проекта ВашКазначей:

 2,583 total views,  1 views today

Следите за нашими обновлениями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Поделитесь ЭТИМ...Share on Facebook
Facebook
0Share on VK
VK
Share on Whatsapp
Whatsapp
Tweet about this on Twitter
Twitter
Email this to someone
email
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x