Как управлять риском ликвидности в компании

Что такое риск ликвидности компании? Какие существуют «срочные» меры по решению проблемы кассового разрыва? Какие стратегические действия и решения необходимо предпринять по управлению риском ликвидности? Как разграничить ответственность за управление риском потери ликвидности в компании?

управление риском ликвидностиРиск ликвидности относится к наиболее важным финансовым рискам, с которыми сталкивается любой бизнес. Этот риск заключается в вероятности потери компанией способности погасить свои финансовые обязательства (т.е. это риск потери платежеспособности). Иными словами, как только у компании возникла перспектива «кассового разрыва» (т.е. нехватки денежных ресурсов для погашения необходимых обязательств), это значит, что ей необходимо срочно предпринимать меры по восстановлению ликвидности предприятия.

Такими срочными мерами решения проблемы «кассового разрыва» могут быть:

  • привлечение внешнего (кредиты, займы, эмиссия ценных бумаг) или внутреннего (кэш-пулинг или внутригрупповые займы) финансирования;
  • продажа каких-либо активов предприятия, например, части неиспользуемых запасов или основных средств;
  • конвертация иностранной валюты из остатков на валютных счетах, если кассовый разрыв возник по обязательствам в функциональной валюте компании;
  • ведение переговоров с контрагентами о возможности досрочного погашения дебиторской задолженности;
  • реструктуризация (перенос срока погашения) кредиторской задолженности.
Читайте также:  Разбираем «кейс»: управление платежами компании в кризисной ситуации

Но, безусловно, никакая компания не желает доводить ситуацию до кассовых разрывов, чтобы каждый раз вынуждать себя действовать в кризисной ситуации, где время и набор инструментов, как всегда, ограничены.

Поэтому для предотвращения кассовых разрывов и эффективного управления риском ликвидности компании используют следующие » «стратегические» инструменты:

1/ Уменьшение потребности в финансировании рабочего (оборотного) капитала:

  • улучшение качества планирования движения денежных средств (регулярное ведение и обновление платежного календаря, БДДС, прогнозы текущей ликвидности и движения денежных средств и иных регулярных отчетов по состояния ликвидности которые обычно находятся в зоне ответственности корпоративного казначейства – см. шаблоны и примеры построения таких прогнозов в разделе Материалы для скачивания);
  • оптимизация управления остатками на расчетных счетах (все остатки на расчетных счетах должны «работать», т.е. либо инвестироваться, либо направляться на погашение текущей задолженности);
  • сокращение денежного цикла компании (повышение оборачиваемости дебиторской и увеличение кредиторской задолженности, оптимизация управления запасами), например, с помощью факторинга, и регулярный анализ динамики показателей оборачиваемости ДЗ, КЗ и запасов;
  • повышение эффективности и качества контроля маркетинговых, логистических и других расходов, которые относятся к числу наиболее трудно прогнозируемых.
Читайте также:  Профессия: специалист по работе с ДЗ

2/ Оптимизация инструментов финансирования:

(с целью снижения текущей долговой нагрузки и расширения кредитного инструментария)

  • привлечение акционерного финансирования или частных инвестиций;
  • оптимизация текущего кредитного портфеля (реструктуризация или рефинансирование);
  • использование инструментов торгового финансирования;
  • открытие и поддержание подтвержденных и неподтвержденных кредитных линий в нескольких надежных банках;
  • замена денежных депозитов (например, для таможенных органов) на поручительства и банковские гарантии;
  • внедрение системы кэш-пулинга (англ. cash-pooling) или внутригруппового финансирования.

 

3/ Резервирование:

Читайте также:  Структура управления финансовыми рисками в компании

4/ Создание системы риск-менеджмента и распределение ответственности:

  • внедрение политики управления рисками и разработка методик оценки риска ликвидности (например, методом CFaR или Cash-Flow-at-risk);
  • управление риском потери ликвидности на постоянной основе и в комплексе мер по управлению финансовыми рисками компании. Так, например, риск потери ликвидности может косвенно возникнуть из-за возросшего валютного (рыночного) риска, если денежные потоки компании сильно зависят от колебаний курсов иностранных валюты (например, для компаний-импортеров). Поэтому грамотное управление валютным риском также является одним из инструментов управления и риском потери балансовой ликвидности;
  • четкое разграничение ответственности за составление финансовых планов, прогноз движения денежных средств и ликвидности, формирование и поддержание кредитного портфеля, заключение сделок страхования и хеджирования, планирование и осуществление финансовых вложений и т.д. Чаще всего данные обязанности распределяются между подразделениями корпоративных финансов (казначейство), отделом бюджетирования и финансового планирования, бухгалтерией. Однако в конечном счете за эффективность управления финансовыми рисками в компании (в т.ч. риском ликвидности) отвечает финансовый директор или CFO;
  • одной из ключевых «угроз» ликвидности предприятия является незапланированный рост просроченной дебиторской задолженности — «зависшие» деньги. Поэтому финансовый менеджер компании должен наладить качественную работу по управлению кредитными рисками, связанными с кредитной способностью клиентов, чтобы иметь не только возможность ее анализировать, но и заблаговременно страховать риск просрочки или влиять на кредитную способность клиентов, прямо или опосредованно (например, предоставляя поручительство банкам под выдачу кредитов и т.д.)
Читайте также:  Что нужно знать о валютном риске?

1,221 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Следите за нашими обновлениями:
Поделитесь ЭТИМ...Share on Facebook
Facebook
0Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
0Tweet about this on Twitter
Twitter
Email this to someone
email

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о