Shadow

Выбор стратегии управления оборотным капиталом

оборотный капиталПомимо рассмотрения общих вопросов, связанных с процессом управления оборотным капиталом компании, и выбора показателей эффективности этой работы, следует также определиться с возможностями улучшения управления каждым из основных видов оборотных средств.

О том, что такое оборотный капитал, читайте в этой статье.

Формула оборотного капитала:

Оборотный капитал = Авансы + Запасы + Дебиторская задолженность

Исходя из этой формулы, можно выделить три основных группы текущих активов, для каждой из которых компания должна сформировать стратегию управления.

Однако следует помнить, что управление оборотными средствами представляет собой комплекс взаимосвязанных мер по достижению целей оптимизации оборотного капитала  (запасов, дебиторской и кредиторской задолженности).

Тем не менее, даже при комплексном подходе, каждый из видов оборотных активов подразумевает разработку отдельной стратегии управления.

Стратегия управления авансами

Целью работы по оптимизации объема авансов, выданных контрагентам, является минимизация предоплаченных контрактов и переход на взаиморасчеты с использованием коммерческих кредитов и инструментов торгового финансирования (например, финансирование цепочки поставок).

Идеальной является ситуация, когда отсрочка платежа по кредиторской задолженности как минимум равна или превышает срок оборачиваемости дебиторской задолженности. В такой ситуации денежный цикл компании будет находиться на минимальном уровне, и это обеспечит финансовую устойчивость компании.

По тем статьям оборотного капитала, по которые авансы сократить до нуля невозможно (например, отложенные налоговые активы) необходимо работать над улучшением качества прогнозирования, в первую очередь, путем прямого и регулярного взаимодействия с контрагентами по данному вопросу.

По тем же видам кредиторской задолженности, где можно уйти от использования авансов, следует проанализировать возможность пересмотра условий договоров с целью получения отсрочки платежа или скидки за предоплату.

Кроме того, следует наладить систему проведения платежей так, чтобы все авансовые платежи проходили по отдельной системе согласования, с целью отсечения случаев досрочной оплаты, не предусмотренных условиями договоров и не обусловленных крайней необходимостью.

 Стратегия управления запасами

Реализация эффективной стратегии управления запасами невозможна без совершенствования процессов производства и реализации продукции. В этой связи необходимо найти правильный баланс между сокращением запасов и поддержанием бесперебойности и качества товаров и услуг, предоставляемых клиентам. Это возможно сделать при наличии в компании гибкой системы планирования остатков на складе, чтобы обеспечить своевременную реакцию на резкие изменения прогноза по объему продаж.

Планирование запасов, объема незавершенного производства и готовой продукции реализуется за счет известных нормативов расходования сырья на каждом этапе производственного процесса и, как правило, не представляет сложностей для сотрудников бюджетного отдела и отдела логистики. Но важное значение имеет улучшение качества планирования продаж, ч тем, чтобы менеджеры по продажам предоставляли реальные оценки покупательского спроса и не завышали прогнозные объемы продаж в целях получения личной выгоды.

Стратегия управления «дебиторкой»

Стратегия управления объемом дебиторской задолженности обычно концентрируется вокруг отсрочек платежей: обычно по каждой группе клиентов устанавливаются лимиты по максимальному размеру открытой «дебиторки». Часто для этого используются   система внутренних кредитных рейтингов (ВКР).  Самым сложным в данном подходе является нахождение оптимального компромисса между снижением риска потери ликвидности и увеличением объема продаж.

Иногда используется также упрощенный подход в виде установления предельной доли «дебиторки» от объемов выручки (например, не более 50% среднемесячной выручки).

Еще одной важной составляющей стратегии управления ДЗ является выработка подходов к разрешению разногласий или споров с клиентами (контрагентами) и взыскания задолженности в судебном или досудебном порядке. Чтобы наладить эту работу, руководству компании необходимо обратить внимание на оптимизацию внутренних процессов, связанных с взаимодействием с клиентами: например, ввести практику регулярного «обзвона» или встреч с ключевыми клиентами, чтобы устранить основные причины разногласий.

 4,171 total views,  1 views today

Следите за нашими обновлениями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Поделитесь ЭТИМ...Share on Facebook
Facebook
0Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Email this to someone
email
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x