Shadow

Особенности прямого и косвенного метода составления отчёта о движении денежных средств (cash flow statement)

В чём сущность прямого и косвенного методов составления отчётности о движении денежных средств в организации?

Прямой и косвенный методы составления отчета о движении денежных средств (cash flow statement)

прямой и косвенный методыМатериальные ресурсы поступают в коммерческую компанию от покупателей производимых ею товаров или услуг, а также от имеющихся в её распоряжении активов (например, инвестиций в акции и облигации на финансовом рынке). Они также вытекают из неё посредством внесения денежных средств в счёт погашения кредиторской задолженности, оплаты аренды и др. Всё это называется денежным потоком.

Чтобы исправно осуществлять свою деятельность, не сталкиваясь с трудностями и не приближая себя к риску банкротства или потери ликвидности, организации необходимо контролировать его. Облегчить контрольную деятельность помогает соответствующий отчёт, в котором отображается движение ресурсов и материальных ценностей. Составляется такой отчёт на основе двух методик: прямой и косвенной.

[irp]

В чём состоят особенности прямой методики составления отчёта?

Основная особенность такого метода состоит в том, что составление отчётных документов считается весьма трудоёмким, так как предприятие может ежедневно совершать множество хозяйственных операций, связанных с притоком и оттоком денежных средств. Поэтому в ряде случаев для составления отчёта берутся показатели бухгалтерского баланса.

Схематично  составление ОДДС прямым методом выглядит следующим образом:

Остаток денежных средств на начало периода 

чистый операционный денежный поток

чистый инвестиционный денежный поток

чистый финансовый денежный поток

 

Для работы над составлением отчётных документов детально анализируются все имеющиеся у организации счета и движение денег по ним. Рассматриваются источники поступления средств в организацию и пути перераспределения имеющихся у неё ресурсов. Это позволяет выявить, располагает ли организация достаточным количеством денежных средств, чтобы расплатиться по своим текущим обязательствам. В отчёте о движении денежных средств, составленном прямым методом, раскрываются пути получения прибыли и степень её взаимосвязи с реализованной продукцией. Если рассматривать организацию в долгосрочном срезе, такой документ позволяет сделать вывод о её ликвидности.

[irp]

Косвенный метод: особенности и преимущества

Порой компания преследует цель выявить определённые закономерности между поступлением чистой прибыли и изменениями в оборотном капитале. Тогда следует применять косвенный метод составления отчёта о движении денежных средств. Он также показывает степень влияния различных видов деятельности компании друг на друга. Если говорить кратко, при составлении отчёта о движении денежных средств косвенным методом нужно для начала найти чистую прибыль предприятия. А к ней следует прибавить (или вычесть из неё, в зависимости от текущей ситуации в компании) сумму по статьям активов и краткосрочных обязательств, а также статьи затрат, которые не влекут за собой изменения денежного потока (к примеру, амортизационные отчисления).

Схематично  “превращение” чистой прибыли в чистый денежный поток косвенным методом выглядит следующим образом:

Чистая прибыль + корректировки

расходы, связанные с амортизацией

прибыль за счет продажи активов

убыток за счет продажи активов

 увеличение статей оборотных активов

уменьшение статей оборотных активов

увеличение счетов текущих пассивов

уменьшение счетов текущих пассивов

 

Этот метод крайне важен для компании, так как позволяет выявить, куда направляются (инвестируются) денежные средства. Он также помогает понять, в каких областях деятельности происходит застой капитала, где деньги не работают и не приносят дополнительную прибыль. В дальнейшем это поможет организации исправить ситуацию и осуществлять управление деньгами таким образом, чтобы они направлялись в нужное русло и приносили доход.

Какой бы компания ни избрала способ ведения отчётности – прямой или косвенный – следует детально анализировать всю имеющуюся в распоряжении информацию, чтобы в дальнейшем принимать важные управленческие решения, основываясь на чётких данных. Это позволит существенно наладить финансовую деятельность в организации.

[irp]

 7,019 total views,  1 views today

Следите за нашими обновлениями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Поделитесь ЭТИМ...Share on Facebook
Facebook
0Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Email this to someone
email
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x