Shadow

Хеджирование рыночных рисков компании. Часть 1.

Что скрывается за термином “хеджирование”? Зачем компаниям хеджировать риски? Как оценивается эффективность хеджирования? Как заключать сделки хеджирования?

хеджирование

Хеджирование (от англ. hedging) рыночных рисков представляет собой страхование от неблагоприятного изменения рыночной цены объекта хеджирования  путем занятия противоположной позиции по нему. Хеджирование является способом управления рыночными рисками (валютным, товарным и  процентным рисками) с использованием определенного набора инструментов (например, производных финансовых инструментов).

Например, для защиты от неблагоприятного изменения процентных ставок, чтобы «зафиксировать» процентную ставку на выбранный период времени ( FRA).

Хеджированием в компании занимаются обычно либо корпоративные казначеи или специалисты по хеджированию (хедж-мейкеры).

Прежде чем выбрать ту или иную стратегию хеджирования, необходимо определиться с риск-аппетитом (риск-профилем) компании. Принято считать, что эффективное хеджирование освобождает компанию от необходимости точно прогнозировать изменение стоимости объекта, подлежащего хеджированию. Однако все же развитие ситуации на рынках может быть достаточно стабильным или прозрачным, для того чтобы компания могла не прибегать к полному (100%) страхованию от риска и рассчитывать на свой прогноз в той или иной мере при  управлении рыночными рисками.

Кроме того, иногда руководство компании может попытаться получить выгоду от прогнозируемого благоприятного движения цен и не нести издержки, связанные с максимальным хеджированием открытой позиции.  Поэтому при высоком аппетите к риску могут хеджироваться только критичные для компании уровни цен с целью минимизации вероятности получения только недопустимых убытков. Преимуществом такого подхода является возможность максимизировать потенциальную выгоду от благоприятного изменения цен, а также снижение затрат на хеджирование (в силу уменьшенного объема сделок).

Если риск-аппетит компании средний, то допустимо некоторое отклонение от запланированного чистого денежного потока компании с определенными ограничениями по приемлемой величине потерь в обмен на возможность потенциальной выгоды. В такой ситуации может хеджироваться около половины открытой позиции.

И, наконец, при очень низком аппетите к риску отклонение от плана по чистому денежному потоку не допускается и хеджируется вся позиция, вне зависимости от вероятности упущенной выгоды (при отсутствии хеджирования и благоприятном движении цен).

Чаще всего хеджирование ассоциируется именно с деривативами (форвардными и фьючерсными контрактами, а также опционами, свопами и свопционами). Производные финансовые инструменты относятся к внешним инструментам хеджирования. Они требуют от компании издержек на заключение соответствующих соглашений (в виде комиссий и премий, а также стоимости обслуживания торговых платформ, таких как, например, системы Bloomberg или Reuters-Dealing).

Оценка эффективности хеджирования

Чтобы рассчитать показатель эффективности хеджирования, необходимо найти отношение изменения будущей приведенной стоимости хеджируемого объекта (англ. hedged item) к будущей приведенной стоимости инструмента хеджирования  (англ. hedging instrument) в процентах.  Хеджирование можно считать абсолютно успешным или эффективным, если  изменение справедливой стоимости или денежного потока по объекту хеджирования  в полной мере (на 100%) компенсируются изменением справедливой стоимости или денежного потока по инструменту хеджирования.

Например: за отчетный период валютная дебиторская задолженность по определенному контрагенту в пересчете на национальную валюту подорожала на 100 единиц за счет ослабления национальной валюты, а позиция по заключенной валютной форвардной сделке на продажу валютной выручки, которая будет получена от этого контрагента в будущем, уменьшилась   на 100 единиц (поскольку теперь компания получит меньше в национальной валюте от продажи иностранной валюты по заключенной сделке). Достижение идеального результата в 100% является трудновыполнимой задачей, из-за наличия открытого периода (интервала между тем, когда позиция, подлежащая хеджированию, возникла и фактической датой, когда была заключена сделка хеджирования данного объекта), а также из-за неэффективности рынка.

Однако если коэффициент хеджирования находится в диапазоне от 70% до 130% процентов, такой результат можно назвать оптимальным. Руководство компании или ее казначейство  может также выбрать любой оптимальный диапазон для этого соотношения.

Что нужно для заключения сделки хеджирования?

Внешние инструменты хеджирования не только представляют издержки компании, но и требуют определенной подготовительной и административной работы по поиску и поддержании договорных взаимоотношений с контрагентами, а также ведению учета и контроля совершенных и открытых (активных) сделок. Если компания использует производные финансовые инструменты для целей хеджирования, то очень важно вести грамотный учет по сделкам для случая налоговой проверки и быть готовым предоставить обоснования количественной оценки риска и выбранной стратегии хеджирования.

При отсутствии подтверждающих документов по сделке, а также при несоответствии условий заключенных сделок настоящему объекту хеджирования налоговая может признать сделку спекулятивной или совершенной с целью получения необоснованной налоговой выгоды. Очевидно, что это может стать серьезным налоговым правонарушением и повлечь за собой начисление дополнительных налогов, а также блокировку счетов компании до момента погашения налоговой задолженности.

При использовании инструментов хеджирования компании, ведущие бухгалтерский учет в соответствии с правилами МСФО, должны следовать требованиям стандарта IAS 39 (IFRS 9 начиная с 2018 года), которые требуют обязательное наличие документации по всем сделкам, отражающей характер хеджируемых рисков, объекты и стратегию хеджирования, применяемые инструменты,  данные о контрагентах, а также метод оценки эффективности хеджирования.

Заключение сделок хеджирования требует подписания генерального соглашения о срочных сделках на финансовых рынках. В случае с производными финансовыми инструментами за основу могут быть взяты стандарты, предложенные Советом по производным финансовым инструментам (представлены на сайте НАУФОР  ) или генеральное соглашение ISDA (Международной ассоциации свопов и деривативов), которое устанавливает условия между сторонами, планирующими торговать внебиржевыми контрактами (англ. OTC – Over the counter). На российском рынке также широко применяется его локальная версия – генеральное соглашение RISDA (Rassian ISDA).

Кроме того, для заключения некоторых сделок по производных финансовым инструментам (форвардные контракты и свопы) требуется наличие кредитного лимита, установленного банком-контрагентом, или соглашение о маржировании (англ. CSACredit Supprt Annex) с целью внесения денежного обеспечения по сделке.

Компании также важно правильно определиться с выбором контрагента по сделкам хеджирования. Чаще всего корпорации выбирают внебиржевые инструменты (форвардные контракты, свопы и опционы) и работают с банками, поскольку в отличие от биржевых инструментов (например, фьючерсов) внебиржевые позволяют заключить соглашение максимально удовлетворяющее специфические требования клиента. Однако заключение внебиржевых контрактов несет в себе сложности, связанные с поиском контрагента и риск невыполнения сторонами своих обязательств (в отличие от биржевых контрактов, где в качестве контрагента выступает Расчетная палата биржи).

Поэтому перед заключением соглашения с контрагентом необходимо проверить его надежность путем анализа истории присвоения международных кредитных рейтингов, репутации на рынке, возможности обеспечить необходимый уровень ликвидности по интересующим инструментам и уровня компетентности персонала (опыт проведения подобных сделок). Крайне важно также предварительно провести сравнение комиссий по инструментам хеджирования путем запрашивания индикативных котировок / цен на интересующий контракт.

Еще одной задачей финансовых специалистов компании или ее казначеев является выбор срока и периодичности (частоты) хеджирования. Например, ежемесячно на 3 или 6 месяцев с роллингом, т.е. с переносом (англ. rollover) или постепенным наращиванием позиции. Этот выбор во многом будет определяться рыночной ситуацией: волатильностью цен, ликвидностью рынка, качеством планирования денежных потоков компании и стоимостью хеджирования на разных временных горизонтах.

Однако, чтобы избежать всех вышеупомянутых сложностей, компания может прибегнуть и к внутренним инструментам при хеджировании некоторых рыночных рисков.

Рассмотрим все внешние и внутренние варианты хеджирования каждого из рыночных рисков подробнее во второй части этой статьи.

 7,966 total views,  1 views today

Следите за нашими обновлениями:
Поделитесь ЭТИМ...Share on Facebook
Facebook
0Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Email this to someone
email

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о