Shadow

Выбор стратегии управления рыночными рисками

управление риском

Рыночные риски – это финансовые риски снижения стоимости активов компании под воздействием рыночных факторов. Сюда относятся риски неблагоприятного изменения стоимости валют (подробнее о валютном риске читайте тут), процентных ставок или стоимости акций на фондовом рынке. Минимизировать или вовсе устранить данные риски компания может только путем внедрения системы управления рисками, т.е. риск-менеджмента.

[irp posts=”4283″ name=”Что нужно знать о валютном риске?”]

Частью процесса управления рыночными рисками в компании является выбор одной из нескольких альтернативных стратегий:

1.Селективная (избирательная) стратегия.

Название этой стратегии происходит от англ. Selectвыбирать. Т.е. применяя такой подход к управлению рисками, финансовый менеджер выбирает, какую часть открытой рыночной позиции по активу он застрахует. Конечно, размер этой застрахованной позиции прямо зависит от объема допустимых потерь. Т.е. если компания может себе позволить потерять максимум 50% стоимости ОВП (открытой валютной позиции), то она застрахует (захеджирует) половину открытой позиции.   Этот гибкий подход (избирательное хеджирование) позволяет сэкономить на стоимости страхования или хеджирования (поскольку применение внешних методов хеджирования стоит денег), а также оставляет возможность получить выгоду от прогнозируемого благоприятного движения цен (если компания прогнозирует возможность получить прибыль от изменения цен или котировок на рынках. Однако селективная стратегия предполагает высокий аппетит к риску, поэтому не подходит для компаний, выбирающих консервативную финансовую политику, не допускающую возможность спекуляций (основанных на прогнозировании движения цен на рынке).

  • Стратегии избирательного покрытия риска может применяться также в зависимости от текущего тренда на рынке. Например, компания может хеджировать все 100% открытой позиции по рыночному активу, если в текущий момент прогнозируется неблагоприятное будущее изменение цен или общая волатильность на финансовых рынках растет (например, индикаторов такой волатильности может выступать индекс VIX). Однако если, например, компания видит, что ситуация на рынках стабильна или благоприятна для денежных потоков компании, то некоторое время компания может и вовсе отказаться от хеджирования (страхования) позиции. Однако важно отметить, что успех такой стратегии целиком и полностью зависит от качества прогнозирования, поэтому требует наличия в компании квалифицированный финансовых аналитиков.
  • Кроме того, компании могут выбрать для себя определённый порог изменения цены на стратегический товар, ресурс или валюту, ниже или выше которого требуется покрытие рыночного риска, если ценовой тренд движется в нежелательном направлении.
[irp posts=”4386″ name=”Как управлять риском ликвидности в компании”]

2. Стратегия полного хеджирования.

В случае, когда риск изменения цен на стратегически важный рыночный актив максимален, компании хеджируют риски в полном объеме. Т.е. как только открывается позиция по тому или иному активу. Например, подписывается контракт на продажу/покупку товара в иностранной валюте и этот контракт регистрируется в корпоративной системе учета, компания производит покрытие этой позиций выбранными методами (внутренними или внешними). Например, через несколько дней после возникновения открытой позиции, в дату очередного хеджирования (которое обычно производится на регулярной основе с выбранной периодичностью) компания выходит на рынок и заключает финансовую сделку: заключает форвардный контракт с выбранным банком или покупает стандартизованный фьючерсный контракт на бирже через брокера (реже используется, чем форвард, поскольку не позволяет учесть специфические требования компании по объему позиции, срокам и т.д.).

Такая стратегия хеджирования рыночного риска способна оградить компанию от всех возможных рыночных потерь, но одновременно лишает ее возможности получить прибыль в случае благоприятного развития конъюнктуры рынка. Но такой подход удобен, поскольку не требует от сотрудников компании составления качественных прогноз по движению цен и избавляет от необходимости мониторинга уровня риска. Однако реализация стратегии полного покрытия требует определенных затрат, связанных со стоимостью инструментов хеджирования и сопровождения заключенных сделок, поэтому такой подход чаще всего выбирают крупные (в основном производственные) компании, которые крайне заинтересованы в долгосрочном планировании денежных потоков и готовы нести определенные издержки хеджирования ради поддержания финансовой стабильности.

 

3. Стратегия непокрытия рисков.

Стратегия непокрытия валютных рисков, как правило, выбирается компаниями лишь на определенном этапе развития ее бизнеса. Например, на начальном этапе, когда основные силы направлены на рост продаж, а управлению финансовыми рисками уделяется мало внимания в силу ограниченности ресурсов. Также такая стратегия оправдывает себя, если налицо стабильная рыночная обстановка, однако такие периоды стабильности на рынке с определенной периодичности сменяются финансовыми кризисами разной величины. Поэтому  поддержание такой стратегии длительное время может быть очень опасным для финансовой устойчивости компании.

[irp posts=”4259″ name=”Структура управления финансовыми рисками в компании”]

 2,361 total views,  1 views today

Следите за нашими обновлениями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Поделитесь ЭТИМ...Share on Facebook
Facebook
0Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Email this to someone
email
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x