Site icon Всё об управлении деньгами

Управление ликвидностью в компании: принципы, подходы и инструменты

Управление ликвидностью (англ. Liquidity management) является краеугольным камнем в функционале каждого казначейства или финансового отдела любой организации.

Те, кто упускает из виду риски, связанные с вероятностью утраты доступа фирмы к наличным деньгам или так называемого «кассового разрыва» (отсутствия наличных средств для оплаты счетов), делают это на свой страх и риск, и часто такая ситуация ведет если не к полной, то ко временной приостановке деятельности.

То, насколько внимательным будет отношение руководства компании и ее финансового блока к задачам, связанным с управлением денежными потоками, наличными средствами в кассе и остатками ДС на банковских счетах, напрямую влияет на способность компании финансировать закупки материалов, оплаты услуг и инвестиций, а также покрытия долгов.

Планирование ликвидности имеет решающее значение для обеспечения платежеспособности компании и степень важности этой задачи не должна быть недооценена.

Буквально процесс управления ликвидностью предполагает сопоставление размера имеющихся и ожидаемых поступлений наиболее ликвидных активов (тех, которые можно легко и быстро конвертировать в денежные средства) с краткосрочными и долгосрочными обязательствами организации.

В практическом плане целью этих мероприятий является не допустить:

Обычно данная функция возлагается либо на менеджеров финансового блока (на главного бухгалтера, если иных финансовых руководителей в компании нет) или корпоративных казначеев (в крупных корпорациях).

Самым широко распространенным и довольно наглядным индикатором актуального положения дел в части управления риском потери ликвидности является расчет коэффициента текущей ликвидности (для того, чтобы найти это значение необходимо разделить текущие активы на краткосрочные обязательства).

В рамках работы над снижением риска потери ликвидности компании финансовый директор, финансовый контроле и корпоративный казначей должны иметь тесное взаимодействие с блоком, отвечающим за управление дебиторской задолженностью (англ. receivables management).  

Проще говоря, сотрудники этого блока отвечают за то, чтобы клиенты компании своевременно оплачивали свои счета. А для тех работников, кто отвечает за корпоративные финансы фирмы, важно еще, чтобы этот процесс был упорядочен, предсказуем: т.е. чтобы поступающие от клиентов суммы  не только использовались для покрытия краткосрочных обязательств, но и обеспечивали формирование денежного резерва и достижение инвестиционных целей компании.

Несмотря на то, что обычно это не входит в должностные обязанности корпоративного казначея, всё же часто в компаниях именно им приходится  осуществлять мониторинг непогашенных платежей каждого клиента и уровня его  платежеспособности. Обычно эта работа ведется в сотрудничестве со специалистами по работе с ДЗ в рамках составления или анализа прогноза или бюджета движения денежных средств (БДДС).

Вторым краеугольным камнем процесса управления ликвидностью компании является противоположное направление – контроль расходов или управление кредиторской задолженностью. Основной принцип в рамках этого направления – отложить оплату приобретенных товаров/ услуг или обслуживание непогашенных обязательств и долгов фирмы перед третьими сторонами как можно дальше. Но, при этом, казначеи обязаны отслеживать, выявлять и расследовать все случаи невыполнения компанией своих обязательств в установленный срок.   

Вообще, любой опытный корпоративный казначей или финансист скажет, что управление ликвидностью компании тесно связано с понятием денежного цикла: чем он короче, тем лучше для бизнеса.

Исходя из понятия и формулы денежного цикла, можно расшифровать это следующим образом:

Кроме того, к распространенным инструментам управления рисками ликвидности, используемым многими фирмами различного размера, относятся:

  1. Кэш-пулинг – консолидация денежных средств на едином мастер счете для покрытия долгов или инвестирования свободных денежных средств филиалов или «дочек» компании.
  2. Неттинг – централизация расчетной и платежной функции нескольких дочерних предприятий или филиалов в одном финансовом центре (с взаимозачетом встречных требований, если это допустимо местным законодательством).
  3. Фабрика платежей – автоматизация платежной функции.
  4. Оптимальная система формирования прогнозов и планов движения денежных средств: БДДС и платежный календарь.
  5. Внутрикорпоративные и межкорпоративные займы.
  6. Открытие кредитных линий в банках, а также иные способы привлечения внешнего финансирования (например, синдицированный кредит, IPO).
  7. Получение банковской гарантии.
  8. Аккредитив и факторинг.
  9. Оптимизация процесса управления остатками на счетах и наличных средств в кассе.
  10. Инвестирование временно свободных денежных средств с максимальной выгодой.

Обо всех вышеперечисленных способах мы уже писали подробнее:

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать развитию проекта ВашКазначей:

 3,346 total views,  2 views today

Следите за нашими обновлениями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Поделитесь ЭТИМ...
Facebook
0
VK
Twitter
email