Профессия: специалист по работе с ДЗ

Какую роль выполняют специалисты по работе с дебиторской задолженностью в компании? С какими задачами они сталкиваются в своей работе с “дебиторкой”? Какие требования предъявляются к претендентам на эту должность специалистов ДЗ? Каковы их основные должностные обязанности?

ДЗВ любой компании, будь то небольшая фирма, или крупная корпорация, важно грамотно организовать систему работы с дебиторской задолженностью (англ. AR – accounts receivable) для того чтобы оптимизировать срок оборачиваемости денежных средств и сократить до минимума денежный цикл. Это позволит компании высвободить денежные средства, чтобы сформировать необходимый денежный резерв и минимизировать риск потери ликвидности.

В структуре финансово-экономической службы компании управление дебиторской задолженностью относится либо к отделу бухгалтерии, либо к управлению финансового контроля и подчиняется финансовому директору (CFO). В некоторых компаниях отдел по работе с ДЗ выделяется в отдельный блок (иногда он также объединяется с кредитным отделом, англ. Credit & AR Department).

При этом специалисты, ответственные за работу с ДЗ, также тесно взаимодействуют с сотрудниками корпоративного казначейства и специалистами отдела бюджетирования, как в области планирования собираемости дебиторской задолженности (для составления мастер-бюджета и текущих операционных бюджетов: БДР и БДДС), так и по направлению анализа причин отклонения от целевых (плановых) показателей оборачиваемости ДЗ.

Дебиторская задолженность возникает вследствие временного разрыва между сделкой купли-продажи и оплатой товаров или услуг. Эффективное управление дебиторкой крайне важно для роста продаж и дохода компании. Потому что в условиях жесткой конкуренции осуществление продаж только на условиях 100% предоплаты или неготовность авансировать поставщика могут подорвать конкурентные позиции компании на рынке. Вот почему грамотные специалисты в области управления ДЗ очень ценятся на рынке труда.

Дебиторка подвержена рискам невозврата, а также инфляционных и иных потерь. Поэтому ежедневная работа специалистов по управлению дебиторской задолженностью строится не только вокруг ведения учета и контроля количественных показателей ДЗ (структура, размер, оборачиваемость и т.д.), но и фокусируется на управлении ее качеством и минимизации рисков ее невозврата (т.е. возникновения просроченной ДЗ на балансе компании).

Для реализации этих задач специалистам по работе с ДЗ необходимо уметь собирать актуальную информацию о статусе исковой работы и исполнительного производства по своим контрагентам-должникам для принятия оперативных мер по взысканию ДЗ. В ряде специфических регулируемых отраслей (например, электроэнергетика) приходится также решать проблему определения суммы оспариваемой задолженности (например, при наличии разногласий по применяемым тарифам).

Управление качеством ДЗ строится на умении специалистов структурировать дебиторскую задолженность в зависимости от финансового состояния контрагента (т.е., например, наличия фактов проведения в отношении него процедур банкротства).  Это позволяет при наличии соответствующих оснований либо списывать, либо продавать задолженность с дисконтом.

Специалисты по работе с ДЗ также участвуют в формировании внутренних регламентов в отношении коммерческого кредитования продаж и предоставления отсрочек покупателям. Зачастую им приходится для этого участвовать в составлении системы:

  • кредитных рейтингов для классификации контрагентов по степени риска невозврата ДЗ, и
  • кредитных лимитов.

В этой связи к соискателям на должность специалиста по ДЗ часто предъявляются требования отличного владения инструментами финансового анализа компаний. Поэтому многие специалисты по работе с ДЗ начинают или продолжают строить свою карьеру в сфере кредитной или финансовой аналитики (например, в банковской сфере).

Еще одной трудностью в работе специалистов по ДЗ является контроль показателя оборачиваемости дебиторской задолженности, которая определяется по формуле:

средний размер ДЗ за период × Количество дней в периоде : Выручка за период.

Снижение этого показателя может говорить об ухудшении качества ДЗ, а также об увеличении денежного цикла и снижении общей рентабельности компании. Поэтому нередко данный показатель является ключевым KPI специалистов по дебиторке. При этом, в KPI обычно не ставится размер дебиторки как таковой, поскольку ее рост в абсолютных величинах или ее доли в оборотном капитале не всегда оценивается негативно (например, если вызван увеличением продаж при сохранении кредитной политики и качества долгов).

Подводя итог, можно перечислить основные должностные обязанности специалистов по работе с ДЗ:

  • участие в формировании политики управления дебиторской задолженностью в компании;
  • контроль своевременного закрытия дебиторской задолженности и корректного отражения этих операций в системе бухгалтерского учета;
  • контроль соблюдения регламентов кредитной политики;
  • расчет основных показателей для оценки качества управления ДЗ и сравнение их с плановыми;
  • анализ причин возникновения просроченной дебиторской задолженности и выработка мер по ее сокращению;
  • формирование отчетов о состоянии дебиторской задолженности;
  • проведение работы по урегулированию разногласий по взаимным расчетам с контрагентами (в т.ч. подготовка документов для ведения претензионно-исковой работы);
  • оформление документов при выставлении счетов и актов сверки.


Widget not in any sidebars

2,798 просмотров всего, 6 просмотров сегодня

Следите за нашими обновлениями:

RelatedPost

Поделитесь ЭТИМ...Share on Facebook
Facebook
0Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Email this to someone
email

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Подписаться на Feed от Ваш Казначей