ПРОБЛЕМА
Компания занимается оптовой торговлей бытовой техникой. Сумма поступивших заявок на оплату превышает объем денежных средств, которыми компания располагает на текущий момент. Бюджет движения денежных средств сигнализирует о прогнозируемом отрицательном денежном потоке от операционной деятельности в ближайшем квартале ввиду резкого ухудшения прогноза собираемости дебиторской задолженности и падения объема продаж из-за наступления кризисной ситуации в экономике страны после политического переворота (государство на грани объявления дефолта по суверенному долгу). Из-за резкой девальвации национальной валюты и гиперинфляции ставки кредитования возрастают до уровней в 30% годовых, при этом банки резко ограничили объем кредитования. Руководство корпоративного казначейства компании ставит перед сотрудниками задачу: в срочном порядке разработать и внедрить в компании новую политику исполнения платежей в кризисной ситуации и управления денежными потоками.
РЕШЕНИЕ (Действия казначеев)
Шаг 1. Расставляем приоритеты
Делим все поступающие заявки на оплату на 2 категории: первого и второго приоритета.
К категории первого приоритета (обязательным к исполнению в утвержденные сроки) относим по убыванию степени важности:
– заработная плата (для поддержания работы офиса и во избежание штрафов и блокирования счетов из-за судебных разбирательств);
– налоги (во избежание блокирования счетов и штрафных санкций налоговых органов);
– погашение текущих кредитных обязательств перед основным поставщиком оборудования;
– погашение процентов по текущим кредитам в банке.
К категории второго приоритета относим:
– платежи прочим кредиторам;
– платежи по неосновной деятельности, включая административные расходы;
– премии и вознаграждения сотрудникам.
Платежи второго приоритета исполняются пропорционально темпам собираемости дебиторской задолженности.
[irp posts=”1057″ name=”Фабрика платежей как неотъемлемая чаcть централизованного казначейства”]
Шаг 2. Используем внутренние резервы
На основании статистики расходов предыдущих (докризисных) периодов проводим количественную оценку возможности временного сокращения постоянных затрат, связанных с обслуживанием бизнеса, и выносим предложения на рассмотрение высшему руководству компании (пересмотр поставщиков товаров и услуг, связанных с администрированием офиса, сокращение премий и вознаграждений сотрудникам, отмена корпоративных мероприятий и праздников, отмена политики предоставления личных водителей руководству компании и сокращение представительских расходов и т.д.);
Проводим оценку возможного поступления денежных средств от продажи текущих непрофильных активов (например, автомобили) для покрытия кассовых разрывов при необходимости и выносим предложения на рассмотрение высшему руководству компании.
Шаг 3. Внедряем особый контроль исполнения незапланированных платежей
Внедряем новый порядок согласования незапланированных платежей, не предусмотренных БДДС.
– если денежный объем незапланированного платежа составляет менее 10% от величины текущего платежного бюджета компании, то решение о включении заявки в платежный реестр принимает финансовый директор или руководитель казначейства компании;
– если денежный объем незапланированного платежа составляет более 10% от величины текущего платежного бюджета компании, то включение заявки в платежный реестр после финансового директора или руководителя казначейства утверждается еще и генеральным директором компании (правило «двойной подписи»).
[irp posts=”1128″ name=”Отчетность корпоративного казначейства”]
Шаг 4. Создаем резервный фонд
Определяем оптимальный размер резервного фонда, необходимого для покрытия чрезвычайных статей расходов в случае дальнейшего ухудшения платежного баланса компании. Размер резервного фонда должен рассчитываться на основе статистики незапланированных платежей предыдущих периодов и сумм задержки оплаты дебиторской задолженности.
[irp posts=”1202″ name=”Аудит в казначействе”]
Шаг 5. Проводим переговоры с банками
Если на осуществление платежей первого приоритета не хватает денежных средств, проводим переговоры с банками-партнерами о возможности и условиях внешнего финансирования (или реструктуризации текущих кредитов при невозможности обслуживать текущий долг).
Шаг 6. Улучшаем прогнозирование
Отлаживаем работу системы коммуникации между казначейством и бизнес подразделениями с целью осуществления контроля за своевременностью поступления денежных средств от покупателей и выявления причины задержек платежей от контрагентов.
Участвуем в разработке системы управления дебиторской задолженностью с целью обеспечения минимального временного интервала между датой получения заказа и датой поступления оплаты от покупателя, а также работаем над созданием системы коммуникации с покупателями (контрагентами) в целях ежедневного обновления информации о планируемых поступлениях (информирование об отправленных или планируемых платежах, особенно крупных).
Разрабатываем и внедряем политику ограничения авансовых платежей и максимизации временного интервала между датой получения товара (или выполнения работ) и датой оплаты счета.
[irp posts=”1071″ name=”Функции корпоративного казначейства: широкий перечень”]ПОДВОДИМ ИТОГИ
При возникновении кризисной ситуации корпоративное казначейство должно:
во-первых, внедрить такую политику проведения платежей, которая бы позволила свести к минимуму финансово-правовые последствия принятия решений об очередности их оплаты,
во-вторых, разработать гибкую политику управления финансовыми потоками компании на основе максимального использования внутренних резервов.
[irp posts=”1214″ name=”Бремя кассовой наличности и как его снять”]
6,994 total views, 1 views today
Следите за нашими обновлениями: