Разбираем «кейс»: управление платежами компании в кризисной ситуации

ПРОБЛЕМА

Компания занимается оптовой торговлей бытовой техникой. Сумма поступивших заявок на оплату превышает объем денежных средств, которыми компания располагает на текущий момент. Бюджет движения денежных средств сигнализирует о прогнозируемом отрицательном денежном потоке от операционной деятельности в ближайшем квартале ввиду резкого ухудшения прогноза собираемости дебиторской задолженности и падения объема продаж из-за наступления кризисной ситуации в экономике страны после политического переворота (государство на грани объявления дефолта по суверенному долгу). Из-за резкой девальвации национальной валюты и гиперинфляции ставки кредитования возрастают до уровней в 30% годовых, при этом банки резко ограничили объем кредитования. Руководство корпоративного казначейства компании ставит перед сотрудниками задачу: в срочном порядке разработать и внедрить в компании новую политику исполнения платежей в кризисной ситуации и управления денежными потоками.

 

РЕШЕНИЕ  (Действия казначеев)

 Шаг 1. Расставляем приоритеты

Делим все поступающие заявки на оплату на 2 категории: первого и второго приоритета.

К категории первого приоритета (обязательным к исполнению в утвержденные сроки) относим по убыванию степени важности:

— заработная плата (для поддержания работы офиса и во избежание штрафов и блокирования счетов из-за судебных разбирательств);

— налоги (во избежание блокирования счетов и штрафных санкций налоговых органов);

— погашение текущих кредитных обязательств перед основным поставщиком оборудования;

— погашение процентов по текущим кредитам в банке.

 

К категории второго приоритета относим:

— платежи прочим кредиторам;

— платежи по неосновной деятельности, включая административные расходы;

—  премии и вознаграждения сотрудникам.

Платежи второго приоритета исполняются пропорционально темпам собираемости дебиторской задолженности.

Читайте также:  Фабрика платежей как неотъемлемая чаcть централизованного казначейства

 

Шаг 2. Используем внутренние резервы

На основании статистики расходов предыдущих (докризисных) периодов проводим количественную оценку возможности временного сокращения постоянных затрат, связанных с обслуживанием бизнеса, и выносим предложения на рассмотрение высшему руководству компании  (пересмотр поставщиков товаров и услуг, связанных с администрированием офиса, сокращение премий и вознаграждений сотрудникам, отмена корпоративных мероприятий и праздников, отмена политики предоставления личных водителей руководству компании и сокращение представительских расходов и т.д.);

Проводим оценку возможного поступления денежных средств от продажи текущих непрофильных активов (например, автомобили) для покрытия кассовых разрывов при необходимости и выносим предложения на рассмотрение высшему руководству компании.

 

Шаг 3. Внедряем особый контроль исполнения незапланированных платежей

Внедряем новый порядок согласования незапланированных платежей, не предусмотренных  БДДС.

— если денежный объем незапланированного платежа составляет менее 10% от величины текущего платежного бюджета компании, то решение о включении заявки в платежный реестр принимает финансовый директор или руководитель казначейства компании;

— если денежный объем незапланированного платежа составляет более 10% от величины текущего платежного бюджета компании, то включение заявки в платежный реестр после финансового директора или руководителя казначейства  утверждается еще и генеральным директором компании (правило «двойной подписи»).

Читайте также:  Отчетность корпоративного казначейства

 

Шаг 4. Создаем резервный фонд

Определяем оптимальный размер резервного фонда, необходимого для покрытия чрезвычайных статей расходов в случае дальнейшего ухудшения платежного баланса компании. Размер резервного фонда должен рассчитываться на основе статистики незапланированных платежей предыдущих периодов и сумм задержки оплаты дебиторской задолженности.

Читайте также:  Аудит в корпоративном казначействе

 

Шаг 5. Проводим переговоры с банками

Если на осуществление платежей первого приоритета не хватает денежных средств, проводим переговоры с банками-партнерами о возможности и условиях внешнего финансирования (или реструктуризации текущих кредитов при невозможности обслуживать текущий долг).

 

  Шаг 6. Улучшаем прогнозирование

Отлаживаем работу системы коммуникации между казначейством и бизнес подразделениями с целью осуществления контроля за своевременностью поступления денежных средств от покупателей и выявления причины задержек платежей от контрагентов.

Участвуем в разработке системы управления дебиторской задолженностью с целью обеспечения минимального временного интервала между датой получения заказа и датой поступления оплаты от покупателя, а также работаем над созданием системы коммуникации с покупателями (контрагентами) в целях ежедневного обновления информации о планируемых поступлениях (информирование об отправленных или планируемых платежах, особенно крупных).

Разрабатываем и внедряем политику ограничения авансовых платежей и максимизации временного  интервала между датой получения товара (или выполнения работ) и датой оплаты счета.

Читайте также:  Функции корпоративного казначейства: широкий перечень

ПОДВОДИМ ИТОГИ

При возникновении кризисной ситуации корпоративное казначейство должно:

во-первых, внедрить такую политику проведения платежей, которая бы позволила свести к минимуму финансово-правовые последствия принятия решений об очередности их оплаты,

во-вторых, разработать гибкую политику управления финансовыми потоками компании на основе максимального использования внутренних резервов.

 

Читайте также:  Бремя кассовой наличности и как его снять

3,995 просмотров всего, 3 просмотров сегодня

Следите за нашими обновлениями:
Вам также может быть интересно:
Аутсорсинг бухгалтерских услуг Бухгалтерский учет является важной частью системы управления финансами любого бизнеса или организации, независимо от того, насколько велика или мала ф...
5 способов перевода денег на карту без комиссий Как бесплатно перевести деньги на другую карту? Денежные переводы с карты на карту очень удобны и практически моментальны, да только не всегда беспла...
Причины отказа в кредите Почему банки отказывают в кредите? В жизни бывают моменты, когда очень срочно необходимы денежные средства. И один из вариантов решения данного вопро...
Зарплатные карты «Сбербанка»: виды, особенности, плюсы и минусы... Разновидности, тарифные планы и условия обслуживания по зарплатным карточкам Сбербанка. Плюсы и минусы карт крупнейшего банка России. Виды карт Сберб...
Понятие системы управления корпоративными финансами и ее назначение... Как строится система управления финансами в корпорации? Виды организационных структур финансового блока Неотъемлемой частью деятельности любой корп...
Поделитесь ЭТИМ...Share on Facebook
Facebook
0Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
0Tweet about this on Twitter
Twitter
Email this to someone
email

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Подписаться на Feed от Ваш Казначей