Shadow

Бюджетирование в компании

Что такое бюджет и бюджетирование? Как происходит процесс бюджетирования в компании? Каковы цели и функции бюджетов? Зачем вообще компаниям заниматься бюджетированием?

бюджетированиеБюджетирование в компании – это система взаимосвязанных бюджетов (или краткосрочных финансовых планов), которые в структурированной форме описывают поставленные руководством компании цели и задачи относительно объема продаж, расходов и других хозяйственных операций в планируемом периоде (обычно сроком до 1 года).

Бюджетирование является частью системы общего финансового планирования в компании и работает как инструмент анализа планируемых и фактических финансово-экономических результатов деятельности компании.

Подробнее о том, как взаимосвязаны финансовое планирование и бюджетирование читайте в этой статье.

Бюджетирование как процесс состоит из двух взаимосвязанных блоков (этапов):

  1. Составление операционных бюджетов: плановых смет основных бизнес-процессов.
  2. Формирование на их основе финансовых бюджетов (как часть финансового плана).
[irp posts=”5745″ name=”Как оптимизировать кредитный портфель компании?”]

Помимо этих двух основных групп бюджетов (операционных и финансовых) существуют еще вспомогательные и дополнительные бюджеты, которые служат реализации специальных целей (например, под определенный инвестиционных проект).

 

Как осуществляется процесс бюджетирования в компании?

 Процесс бюджетирования происходит как на уровне компании или предприятия в целом (для координации всех подразделений и функций), так и на уровне его подразделений. Для того, чтобы наладить бюджетирование на обоих уровнях компания обычно выбирает один из двух способов:

  • Сверху-вниз (англ. Break down). В этом случае работа по составлению бюджетов начинается «сверху», т. е.  определение плановых показателей осуществляется руководством предприятия, а затем они доводится до более низких уровней и включаются в планы подразделений.
  • Снизу-вверх (англ. Build up). Расчет показателей начинается «снизу», т.е. с отдельных подразделений, после чего происходит их сведение в общий бюджет компании, объединяющий все блоки для принятия финансовых решений.

 

Для чего нужно бюджетирование?

Бюджеты в компании нужны для оперативного управления и эффективного распределения экономических ресурсов. Бюджеты дают количественные ориентиры для ведения бизнеса.  Однако роль бюджетов меняется в зависимости от периода времени: в начале отчетного периода бюджет представляет собой план, а в конце – инструмент измерения и сопоставления результатов (план-факт анализ) для корректировки дальнейшей деятельности.

Таким образом, бюджетирование в компании выполняет следующие функции:

  • финансовое планирование;
  • финансовый учет и аналитика;
  • финансовый контроль и координация;
  • мотивация персонала;
  • коммуникация (согласование планов подразделений и закрепление ответственности исполнителей).

 

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что эффективное бюджетирование позволяет компании строить гибкую финансовую политику за счет своевременного контроля и принятия опережающих решений для предотвращения негативных последствий изменений как во внешней, так и во внутренней среде. В результате усиливается контроль за использованием ресурсов и снижаются непредвиденные убытки.

[irp posts=”5823″ name=”Как взаимосвязаны бюджетирование и финансовое планирование”]

 4,237 total views,  1 views today

Следите за нашими обновлениями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Поделитесь ЭТИМ...Share on Facebook
Facebook
0Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Email this to someone
email
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x