Что такое бюджет и бюджетирование? Как происходит процесс бюджетирования в компании? Каковы цели и функции бюджетов? Зачем вообще компаниям заниматься бюджетированием?
Бюджетирование в компании – это система взаимосвязанных бюджетов (или краткосрочных финансовых планов), которые в структурированной форме описывают поставленные руководством компании цели и задачи относительно объема продаж, расходов и других хозяйственных операций в планируемом периоде (обычно сроком до 1 года).
Бюджетирование является частью системы общего финансового планирования в компании и работает как инструмент анализа планируемых и фактических финансово-экономических результатов деятельности компании.
Подробнее о том, как взаимосвязаны финансовое планирование и бюджетирование читайте в этой статье.
Бюджетирование как процесс состоит из двух взаимосвязанных блоков (этапов):
- Составление операционных бюджетов: плановых смет основных бизнес-процессов.
- Формирование на их основе финансовых бюджетов (как часть финансового плана).
Помимо этих двух основных групп бюджетов (операционных и финансовых) существуют еще вспомогательные и дополнительные бюджеты, которые служат реализации специальных целей (например, под определенный инвестиционных проект).
Как осуществляется процесс бюджетирования в компании?
Процесс бюджетирования происходит как на уровне компании или предприятия в целом (для координации всех подразделений и функций), так и на уровне его подразделений. Для того, чтобы наладить бюджетирование на обоих уровнях компания обычно выбирает один из двух способов:
- Сверху-вниз (англ. Break down). В этом случае работа по составлению бюджетов начинается «сверху», т. е. определение плановых показателей осуществляется руководством предприятия, а затем они доводится до более низких уровней и включаются в планы подразделений.
- Снизу-вверх (англ. Build up). Расчет показателей начинается «снизу», т.е. с отдельных подразделений, после чего происходит их сведение в общий бюджет компании, объединяющий все блоки для принятия финансовых решений.
Для чего нужно бюджетирование?
Бюджеты в компании нужны для оперативного управления и эффективного распределения экономических ресурсов. Бюджеты дают количественные ориентиры для ведения бизнеса. Однако роль бюджетов меняется в зависимости от периода времени: в начале отчетного периода бюджет представляет собой план, а в конце – инструмент измерения и сопоставления результатов (план-факт анализ) для корректировки дальнейшей деятельности.
Таким образом, бюджетирование в компании выполняет следующие функции:
- финансовое планирование;
- финансовый учет и аналитика;
- финансовый контроль и координация;
- мотивация персонала;
- коммуникация (согласование планов подразделений и закрепление ответственности исполнителей).
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что эффективное бюджетирование позволяет компании строить гибкую финансовую политику за счет своевременного контроля и принятия опережающих решений для предотвращения негативных последствий изменений как во внешней, так и во внутренней среде. В результате усиливается контроль за использованием ресурсов и снижаются непредвиденные убытки.
[irp posts=”5823″ name=”Как взаимосвязаны бюджетирование и финансовое планирование”]- Каковы кредитные предпочтения россиян в 2022 году: исследование Bankiros.ru
- Россия продолжит платить по госдолгу, несмотря на ужесточение ограничений
- Банк России протестирует смарт-контракты на платформе цифрового рубля
- Орешкин ждет от “правильных решений” от Центробанка
- Глава ФРС заявил о готовности повышать процентную ставку
- Каковы кредитные предпочтения россиян в 2022 году: исследование Bankiros.ru
- Россия продолжит платить по госдолгу, несмотря на ужесточение ограничений
- Банк России протестирует смарт-контракты на платформе цифрового рубля
- Орешкин ждет от “правильных решений” от Центробанка
- Глава ФРС заявил о готовности повышать процентную ставку
4,235 total views, 1 views today
Следите за нашими обновлениями: