Способы финансирования стартапов

стартапКлючевое отличие стартапа от классического предпринимательского бизнес-проекта заключается в сложности анализа востребованности бизнес-модели и определении свойств рынка. Из-за этих особенностей у стартапов возникают проблемы при составлении бизнес-плана, необходимого для привлечения инвестиций с использованием таких классических инструментов, как банковские кредиты, или эмиссия ценных бумаг (акций, облигаций).

Поэтому, если собственных средств собственников и создателей стартапа для развития идеи не хватает, для привлечения внешнего финансирования стартапа выбор осуществляется из следующих альтернативных источников:

1/ Акселераторы и инкубаторы

Акселераторы и инкубаторы представляют собой особые институты развития рынка инноваций. Отличительной особенностью инкубаторов является отбор проектов на конкурсной основе.  Акселераторы являются ограниченными по времени платными образовательными программами для предпринимателей, доступ к которым, однако, также может быть ограничен авторами курса определенными критериями отбора. Однако и те, и другие осуществляют финансирование стартапов в обмен на небольшую долю в компании (до 10%). Тем не менее, объемы средств, которые акселераторы и инкубаторы могут предложить стартапам, как правило, совсем невелики.

Данные «площадки» оказывают стартапам поддержку в виде консультаций экспертов, знакомства с нужными людьми (англ. Networking), предоставления доступа к технологиям, ноу-хау и удобному рабочему пространству и т.д.

2/ Краудфандинг и краудинвестинг

Краудфандинг (англ. Crowdfunding) и его разновидность – краудинвестинг – буквально означает «массовые инвестиции» или «финансирование толпой». Финансирование стартапов происходит посредством специализированной интернет-платформы, на которой регистрируются начинающие предприниматели. Платформы за свои посреднические услуги берут комиссию от 3 до 10% от привлеченной суммы.

Подробнее об инструменте краудинвестинга читайте здесь.

 

3/ Предпосевные и посевные фонды

Такие фонды могут предоставить стартапам средства в большем размере, нежели вложения акселераторов и инкубаторов, но меньше, чем  классические инвестиционные и венчурные фонды. Предпосевные фонды и посевные фонды (англ. Seed funding) инвестируют в бизнесы на самом раннем этапе развития – на тапе «идеи». Например, в России  это некоммерческая организация, созданная с целью обеспечения поддержки и развития субъектов малого предпринимательства – Фонд предпосевных инвестиций (ФППИ).

 

4/ Бизнес-ангелы

Бизнес-ангел – это частный венчурный инвестор, который помимо денежных средств, вкладывает в проект еще и свой предпринимательский или профессиональный опыт. Иногда инвестиции могут осуществляться и группой бизнес-ангелов (синдикатом). Однако существенным минусом этой формы привлечения финансирования является то, что бизнес-ангелы, как правило, требует бОльшую долю в собственном капитале компании (например, от 10 до 50%), нежели, например, бизнес-инкубаторы.

 

5/ Венчурные фонды

Венчурные фонды становятся вариантом пополнения капитала только на этапе развития, после того, как идея и команда сформированы, а потенциальный рынок сбыта продукции установлен. Например, если у компании уже имеется несколько первых пользователей продукта, то венчурные фонды могут заинтересоваться проектом. Венчурные фонды рассматривают инвестиции размером от 500 тыс. долларов, поэтому предъявляют к рассматриваемым объектам более высокие требования, нежели посевные фонды или инкубаторы. Подробнее о венчурных фондах  читайте в этой статье.

 

6/ IPO

Вариант с IPO позволяет привлечь огромные средства от неограниченного круга частных и институциональных инвесторов, а также поднять престиж и доверие к стартапу на рынке. Однако строгие требования, предъявляемые в компании, впервые выходящим на публичный рынок, делают этот инструмент доступным далеко не всем стартапам. О том, что такое IPO и зачем его проводить, читайте тут.

 

При выборе инструмента финансирования, создателям стартапа следует всегда помнить, что любой из них предполагает определенную степень потери контроля над компанией за счет размытия акционерной доли учредителей.

С каждой внешней инвестицией стоимость капитала компании растет. Поэтому привлечение внешнего финансирования должно быть оправдано и экономически целесообразно.

2,735 просмотров всего, 3 просмотров сегодня

Следите за нашими обновлениями:
Поделитесь ЭТИМ...Share on Facebook
Facebook
0Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Email this to someone
email

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Подписаться на Feed от Ваш Казначей