Что такое IPO?

Что такое IPO или “первичное публичное предложение” (акций или облигаций)? Зачем компаниям размещаться на бирже и становиться публичными? Как осуществляется процедура IPO

Понятие IPO

IPOАббревиатура IPO (англ. Initial Public Offering) переводится как «первичное публичное предложение». Она обозначает российский термин «публичное размещение ценных бумаг». Определение этому понятию также дает ФЗ «О рынке ценных бумаг». IPO представляет собой процесс привлечения инвестиционного капитала на фондовом рынке путем публичного размещения ценных бумаг компании (в форме акционерного общества) для неограниченного круга инвесторов.

Простыми словами, IPO – это процесс трансформации компании из частной в публичную, т.е. покупка и продажа акций корпорации становится доступным широкому кругу инвесторов (путем открытой подписки).

Важным понятием в связи с IPO является «листинг», который обозначает размещение ценных бумаг на фондовой бирже. Обычно IPO реализуется как раз через листинг, т.е. на бирже (организованной торговой площадке). Однако существуют примеры, когда IPO проводилось путем первичного размещения акций или облигаций компании через сеть ее филиалов (т.е. не через листинг).

Читайте также:  Как все устроено: торговля на Мосбирже

Выход на IPO является одним из этапов поступательного развития компании, на котором объемы ее выручки и темпы роста прибыли приобретают такие масштабы, которые уже могут привлечь весьма широкий круг частных или институциональных инвесторов (ПИФы, инвестиционные компании или хедж-фонды).

Из последних ярких примеров IPO на Московской Бирже следует выделить прошедшее в начале 2017 года IPO «Детского мира», которое позволило компании привлечь $300 млн. для развития бизнеса. Однако российские компании проводят публичное размещение своих акций не только (и не так много) на российских площадках. Часто крупный российский бизнес размещает свои бумаги на европейских биржах, где рыночное регулирование прозрачнее, требования проще, а капиталы покрупнее. Кроме того, все больше внимание компаний, желающих найти инвесторов, начинают привлекать китайские фондовые биржи.

Аббревиатуру IPO не следует путать с SPO, хотя их смысл во многом схож: английская аббревиатура SPO (Secondary Public Offering) обозначает дополнительное размещение ценных бумаг компании (при этом сами бумаги выпускаются впервые) как по открытой, так и по закрытой подписке (в отличие от IPO, которое подразумевает только открытую подписку), т.е. SPO – это повторная эмиссия акций компании с увеличением общего числа публично обращающихся бумаг.

Читайте также:  Еврооблигации, евроноты или евробонды: что такое?

«Последствия» IPO

Выйдя на IPO, компания не просто меняет свой юридический статус и слово в названии компании (с «АО» на обязательное «ПАО»).  Для нее появляются новые возможности не только в плане привлечения денег на фондовом рынке, но и в плане кредитования у банков, т.к. повышается престиж компании за счет листинга на популярных фондовых площадках и растет доверие к ней кредиторов. К тому же, публично обращающиеся акции компании можно использовать как ликвидный залог под кредит в банке или использовать в ходе сделок по слиянию и поглощению, покрывая часть стоимости приобретаемого бизнеса.

Дело в том, что для успешного выхода на IPO компании необходимо пройти тщательную подготовку, связанную с приведением в соответствие финансовой отчетности международным стандартам (МСФО), оценки стоимости компании, присвоением кредитного рейтинга, повышением качества корпоративного управления и т.д.

Однако новый публичный статус обязывает компанию проводить регулярные аудиторские проверки и публиковать свою финансовую отчетность и структуру акционеров в открытом доступе, проводить собрания акционеров, готовить ежеквартальные и годовые отчеты для инвесторов и всего рынка, проводить собрания акционеров (как минимум, обязательные ГОСА) и т.д. Да и «внимание» регулирующих органов к компании после проведения IPO существенно возрастет.

Кроме того, с момента проведения IPO за всеми корпоративными событиями бдительно будут следить участники рынка и акционеры, и соответственно реагировать на них покупкой или продажей акций компании. Поэтому для владельцев контрольных пакетов и основателей компании продажа своих акций с целью получения дохода может быть ограничена из-за вероятности того, что такой шаг может быть негативно воспринят рынком, а, значит, снизить курс акций и общую капитализацию компании.

Читайте также:  Все стороны конвертируемых облигаций

Как и кем «делается» IPO?

IPO – это дорогое «удовольствие»: приходится оплачивать услуги многочисленных посредников, таких как аудиторы, аналитики, банки, брокеры, маркет-мейкеры, андеррайтеры, букраннеры и т.д. В истории финансовых рынков не известно примеров того, чтобы компании проводили IPO без помощи посредников.

Основным организатором IPO обычно является какой-нибудь инвестиционный банк (например, J.P.Morgan или Goldman Sachs), который называется «андеррайтером». Для того, чтобы стать андеррайтером, инвестиционные банки также жестко конкурируют друг с другом, поскольку могут хорошо заработать на IPO, если компания перспективна. Дело в том, что инвестиционные банки (в отличие от рядовых частных инвесторов) получают право купить акции компании до начала процедуры листинга и заработать на разнице между ценой акций, которую они уплатили до IPO, и той ценой, которая устанавливается на момент старта торгов.

Андеррайтеры помогают руководству компании определиться со стартовой ценой размещения акций и общей суммой, которую компания планирует привлечь путем публичного размещения своих бумаг.

Вся информация, которая будет необходима для того, чтобы инвесторы могли принять решение об инвестировании в данную компанию (цель привлечения средств, финансовая отчетность, описание состава руководства, список акционеров, специфические риски компании и т.д.) презентуется в документе, который называется «инвестиционный меморандум» (ИМ). Инвестиционный меморандум подается в регулирующий орган (в России это Центральный Банк) для проверки на достоверность и соответствие требованиям закона. Если регулятор принимает документ, то назначается дата IPO.

Затем проводятся переговоры с инвесторами, Road Show и иные мероприятия, направленные на привлечение интереса инвесторов к будущему размещению еще до его начала.

Road Show (роуд шоу) — специальное турне, в рамках которого топ-менеджмент компании встречается с ведущими инвесторами и аналитиками для презентации будущего IPO). Часто в рамках Road Show крупные инвесторы получают возможность купить акции компании до начала официальных торгов (англ.  Allocation).

Иногда из-за неблагоприятной рыночной ситуации или иных внутренних проблем, руководство компании может решить временно отложить или вовсе отказаться от проведения IPO, чтобы не навредить имиджу компании.

Сам по себе процесс подготовки к проведению IPO тоже не быстрый: с момента выбора организатора до непосредственного размещения акций на бирже может пройти более года.

Читайте также:  Инвестиционный меморандум: что, как и зачем?

1,049 просмотров всего, 2 просмотров сегодня

Следите за нашими обновлениями:
Поделитесь ЭТИМ...Share on Facebook
Facebook
0Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
0Tweet about this on Twitter
Twitter
Email this to someone
email

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
  Subscribe  
Notify of