Shadow

Как устанавливаются кредитные лимиты?

Что такое лимитирование? Как установить кредитный лимит по контрагенту? Какие существуют виды кредитных лимитов? Что такое внутренний кредитный рейтинг (ВКР) или кредитный скоринг? Как часто нужно пересматривать кредитные лимиты?

лимитНа сегодняшний день основным методом управления кредитным риском в нефинансовых компаниях является лимитирование, т.е. установление кредитных лимитов по контрагентам.

Лимитирование призвано ограничить размер потерь в случае реализации кредитного риска (другими словами, например, компания не сможет потерять больше, чем размер текущей ДЗ по контрагенту).   Такие лимиты должны определяться на уровне каждого отдельного контрагента.

[irp posts=”4500″ name=”Что такое ФАКТОРИНГ?”]

Виды кредитных лимитов

Существует три вида кредитных лимитов контрагентов:

  • лимиты на одного контрагента (или заемщика);
  • лимиты на группу взаимосвязанных контрагентов (или заемщиков);
  • лимиты на посредников (брокеров, бирж и т.п.).
[irp posts=”4491″ name=”Управление кредитным риском в компании”]

Обычно кредитные лимиты контрагентов устанавливаются в твердых суммах на основе изучения их финансовой отчетности и регулярно пересматриваются (например, на ежеквартальной основе). Кроме того, в случае наступления какого-либо события, которое может серьезно повлиять на кредитоспособность контрагента (например, введение международных санкций в отношение него), должна быть предусмотрена процедура внепланового пересмотра кредитного лимита.

Но все же использование кредитных лимитов требует разработки специальных методик для каждой группы контрагентов, что могут позволить себе только достаточно крупные корпорации. Обычно ответственность по установлению кредитных лимитов ложится на плечи специалистов по работе с дебиторской задолженностью (ДЗ). Зачастую им также приходится участвовать в формировании внутренней системы кредитных рейтингов для классификации контрагентов по степени риска невозврата ДЗ. В этой связи к соискателям на должность специалиста по ДЗ часто предъявляются требования отличного владения инструментами финансового анализа компаний.

Весьма распространённым подходом к установлению лимитов является увязывание размера предельного размера дебиторской задолженности клиента с объемом продаж и частотой его покупок. Для этого потребуется провести анализ динамики продаж и периодичности отгрузок.

Информация по объему продаж берется из данных управленческого учета компании за прошлые периоды и определяется среднемесячный объем продаж. Для новых клиентов (по согласованию с ними) можно использовать только плановый объем продаж. Исторические данные по продажам нужно скорректировать на:

  • коэффициент периодичности отгрузок и
  • плановый темп прироста.

Корректировочные коэффициенты компания определяет экспертным методом.  Установив кредитный лимит, компания также устанавливает отсрочку платежа в днях и указывает эту информацию в договоре купли-продажи.

Также распространен подход к определению лимитов на основании рекомендаций коммерческой службы (исходя из значимости того или иного контрагента для бизнеса). Например, крупные розничные сети обычно сразу требуют длительных отсрочек и больших кредитных лимитов, даже при небольших объемах закупок.

[irp posts=”4345″ name=”Популярные внутренние методы управления валютным риском”]

Что такое ВКР или кредитный скоринг?

Однако более надежным является метод расчета кредитного лимита на основании анализа его кредитоспособности. Такой подход реализуется путем внедрения в риск-менеджмент компании внутреннего кредитного рейтинга (ВКР) или системы кредитного скоринга. ВКР позволяет охарактеризовать финансовое состояние и способность контрагента выполнять свои обязательства. Для оценки финансового состояния клиента выбираются такие распространенные финансовые показатели, рассчитываемые на основании бухгалтерской отчетности, как, например:

  • показатель рентабельности (один наиболее подходящий из множества вариантов),
  • уровень операционного денежного потока,
  • коэффициент покрытия процентных платежей,
  • отношение чистого долга к операционной прибыли,
  • отношение краткосрочных обязательств к ликвидным активам и т.д.

 

Как правило, достаточно пяти-семи ключевых факторов для оценки. При этом важно присвоить веса всем показателям, чтобы повысить значимость для результата наиболее важных (это зависит от отрасли). Полученная информация ранжируется с присвоением баллов, и каждому контрагенту присваивается рейтинг с соответствии с полученными баллами.

Кредитные лимиты должны пересматриваться на ежемесячной, ежеквартальной или полугодовой основе.  В особых случаях, например, при разовом заказе на большую сумму, лимит должен быть пересмотрен вне графика.  Пересмотр кредитного лимита как правило инициируется отделом продаж (его руководителем). Новый лимит должен быть согласован с финансовой службой (CFO), юристами компании (которые должны оценить, какой пакет документов потребуется для предоставления кредитного лимита) и генеральным директором.

[irp posts=”4455″ name=”Выбор стратегии управления рыночными рисками”]

 5,913 total views,  1 views today

Следите за нашими обновлениями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Поделитесь ЭТИМ...Share on Facebook
Facebook
0Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Email this to someone
email
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x