Управление кредитным риском в компании

Что такое кредитный риск для компании? Какие существуют виды кредитных рисков? Какие инструменты борьбы с кредитным риском компании чаще всего используют на практике?

Что такое кредитный риск?

кредитный рискКредитный риск является одним из видов финансовых рисков, с которым сталкивается практически любая организация. Суть этого риска заключается в возможности понести потери в связи с неспособностью контрагента выполнить свои контрактные обязательства. И такие риски характерны не только для операций купли-продажи, но и для большинства сделок на финансовых рынках. Например, компания, у которой в инвестиционном портфеле имеются корпоративные облигации одного из своих контрагентов подтверждена примерно такому же кредитному риску, как и в случае, когда эта компания имеет дебиторскую задолженность по данному контрагенту.

Поэтому кредитный риск – это довольно обширное понятие. Критической реализацией такого риска может быть банкротство контрагента. Однако не всегда ситуация доходит до такого сценария. Даже незапланированное и резкое увеличение дебиторской задолженности по одному из ключевых клиентов может нанести компании серьезный ущерб и даже поставить ее в крайне неустойчивое финансовое положение. Дело в том, что рост просроченной дебиторской задолженности обычно ведет к привлечению финансирования оборотного капитала (из внешних и внутренних ресурсов), чаще всего путем привлечения заемных средств. Это приводит и к росту рыночного процентного риска, и к росту риска потери ликвидности, поскольку увеличивает незапланированные затраты на обслуживание заемного капитала, а значит, повышает риск финансовой устойчивости компании.

 

Читайте также:  Структура управления финансовыми рисками в компании

Виды кредитных рисков

Выделяют две группы кредитных рисков по источнику:

1) внешний риск (риск контрагента);

2) внутренний риск (риск кредитного продукта).

Читайте также:  Карьера в финансах: специалист по хеджированию

1/ Внешний риск обусловлен оценкой платежеспособности, надежности контрагента, вероятности объявления им дефолта и потенциальных потерь в случае дефолта. Сюда относятся риски, связанные с кредитоспособностью и надежностью контрагента, или, например, целой страны (страновой риск). Так, например, для ряда российских компаний в следствие очередного экономического и политического кризиса на Украине в период 2014-2015 гг. реализовался страновой кредитный риск, из-за чего многим российскии предприятиям пришлось вносить существенные коррективы в бизнес-планы.

2/ Внутренний риск сопряжен с особенностями конкретного кредитного продукта и возможных потерь по нему вследствие невыполнения контрагентом своих обязательств. Сюда относятся риски, связанные с:

  • невыплатой суммы займа или процентов по нему,
  • снижением рыночной стоимости обеспечения кредита,
  • невозможности вступления в права владения залогом,
  • невозможностью выполнения контрагентов обязательств по заключенным финансовым сделкам или задержка их выполнения (например, не поставки в срок сумм по форвардам, свопам, опционам) и т.д.

 

Читайте также:  Как управлять риском ликвидности в компании
 

 Инструменты управления кредитным риском

На практике управление кредитным риском в компании сводится к следующему ключевому набору инструментов:

  • разработка кредитной политики (включающая порядок оценки платежеспособности и уровня риска контрагента, определения кредитных лимитов и условий предоставления кредита клиентам);
  • повышение качества дебиторской задолженности за счет контроля за соблюдением лимитов;
  • использование факторинга и инструментов страхования кредитного риска (заключение договора страхования ДЗ со внешними агентами);
  • увеличении скорости оборачиваемости дебиторской задолженности и сокращение денежного цикла за счет предоставления стимулов за раннюю оплату (например, бонусы и скидки);
  • реализация процедур взыскания просроченной задолженности (в том числе досудебного урегулирования проблем);
  • внедрение порядка предоставления регулярной внутренней управленческой отчетности для оценки состояния дебиторской задолженности.
Читайте также:  Выбор стратегии управления рыночными рисками

Составной частью управления кредитным риском является этап его оценки. Однако не финансовые компании крайне ограничены в инструментах и методах его оценки, и чаще всего ограничиваются лишь установлением кредитных лимитов по своим контрагентам (опять же, чаще основываясь на опыте и значимости контрагента для бизнеса, нежели на каких-то финансовых расчетах и прогнозах).

Большие возможности по управлению кредитными рисками не финансовым компаниям может дать рынок кредитных деривативов. Но в России эти инструменты для «корпоратов» пока находятся в очень ограниченном доступе из-за слабого уровня развития финансового рынка и соответствующей законодательной базы.

О рынке кредитных деривативов, факторинге, порядке установления кредитных лимитов и способах оценки кредитного риска читайте в следующих статьях раздела Управление рисками.

Читайте также:  Как устанавливаются кредитные лимиты?

1,199 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Следите за нашими обновлениями:
Поделитесь ЭТИМ...Share on Facebook
Facebook
0Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
0Tweet about this on Twitter
Twitter
Email this to someone
email

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о