Shadow

Как оценить кредитный риск частной компании?

Как определить вероятность дефолта контрагента, если он представляет собой частную компанию? Что такое модель Альтмана и как ее применить к оценке кредитного риска? Какие существуют еще способы оценки кредитного риска?

оценка кредитного рискаПервое, на чем следует сосредоточиться риск-менеджеру – определить величину ожидаемых потерь по каждому виду активов, несущих кредитный риск.  Для этого необходимо знать величину актива под риском (например, дебиторская задолженность или ДЗ), вероятность дефолта контрагента%) и ожидаемый коэффициент потерь в случае его дефолта (или обратный показатель – доля возврата средств).  Перемножив эти три показателя, можно найти размер ожидаемых потерь.

[irp posts=”4491″ name=”Управление кредитным риском в компании”]

Таким образом, можно выделить три ключевых количественных параметра оценки кредитного риска:

  • вероятность дефолта контрагента (некоторые аналитические системы, такие как, например, Bloomberg, осуществляют свою регулярную оценку вероятности дефолта в процентах);
  • актив под риском (англ. credit exposure), представляющий собой оценку вероятного объема потерь в случае дефолта контрагента или открытой позиции по дебиторской задолженности,
  • доля возврата средств (англ. recovery rate), показывающая, какая часть потерь в случае реализации кредитного рынка подлежит восстановлению (например, через процедуру банкротства или получения страхового возмещения).
[irp posts=”4495″ name=”Как устанавливаются кредитные лимиты?”]

Как определить вероятность дефолта контрагента?

Если компания публичная и у нее есть обращающиеся на рынке облигации, то можно применить рыночную модель сравнив стоимость долговых обязательств относительно безрисковой процентной ставки (тем самым рассчитав спрэд доходности облигаций). К тому же, все публичные компании как правило имеют международные или национальные кредитные рейтинги (постоянно обновляемые рейтинговыми агентствами, что облегчает работу риск-менеджера или специалиста по хеджирвоанию).

Однако чаще всего компаниям приходится работать с мелкими клиентами, которые могут предоставить лишь ограниченные данные финансовой отчетности, и не имеют официальных кредитных рейтингов или тем более, их долг не котируется на бирже.

В таком случае подойдет единственный универсальный метод оценки кредитного риска контрагента по его финансовым показателям (какие есть) и рисковым факторам – модель Альтмана для частных компаний, не размещающих свои акции на фондовом рынке (безусловно с некоторыми существенными ограничениями в виду небольшого объема данных).

Чтобы оценить вероятность банкротства по этой одели, необходимо рассчитать коэффициент Z и сравнить его с предложенной ученым шкалой:

  • Если Z >2,9 – зона финансовой устойчивости («зеленая» зона).
  • Если 1,23< Z <2,9 – зона неопределенности («серая» зона).
  • Если Z < 1,23 – зона финансового риска («красная» зона).
[irp posts=”4455″ name=”Выбор стратегии управления рыночными рисками”]

Формула для расчета показателя Z следующая:

 Z = 0.717*X1 + 0.847*X2 + 3.107*X3 + 0.420*X4 + 0.998*X5,  

где:

Х1 = Оборотный капитал/Активы (англ. Working Capital / Total Assets ),

Х2= Нераспределенная прибыль/Активы  (англ.  Retained Earnings / Total Assets ),

Х3 = Операционная прибыль/Активы (англ.  EBIT / Total Assets ),

Х4 = Собственный капитал/ Обязательства (англ.  Value of Equity/ Book value of Total Liabilities),

Х5 = Выручка/Активы (англ.  Sales/Total Assets).

Однако применять эту модель к оценке кредитного риска российских компаний нужно осторожно, так как строилась она на основе данных американский компаний. Для большей уверенности можно добавить к формуле константу 3.25, которую Альтман рекомендовал прибавлять для развивающихся рынков.

Если не использовать именно эту модель, можно прибегнуть к оценке некоторых стандартных показателей оценки финансового положения компаний и затем ранжировать результаты по методу экспертной оценке с выставлением баллов:

  1. Коэффициент текущей ликвидности 
  2. Коэффициент «срочной» ликвидности
  3. Коэффициент абсолютной ликвидности
  4. Коэффициент концентрации заемного капитала
  5. Коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств
  6. Коэффициент структуры долгосрочных вложений
  7. Долгосрочный долг/Общий долг
  8. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств
  9. Коэффициент соотношения выручки и заемных средств
  10. Рентабельность продаж
  11. Рентабельность капитала

 

Эти ключевые финансовые показатели применяются как для составления внешних рейтингов, устанавливаемых независимыми рейтинговыми агентствами (такими как, Standard&Poors, Moody’s или Fitch), так и для формирования внутренних кредитных рейтингов компаний (ВКР) и внутреннего кредитного скоринга контрагентов.

Риск-менеджеры или специалисты по хеджированию, работающие в компаниях, должны сосредоточиться, прежде всего, на установлении внутренних кредитных рейтингов и выработке внутренних методик оценки кредитного риска как по контрагентам компании, так и по кредитным инструментам.

[irp posts=”4259″ name=”Структура управления финансовыми рисками в компании”]

 4,133 total views,  1 views today

Следите за нашими обновлениями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Поделитесь ЭТИМ...Share on Facebook
Facebook
0Share on VK
VK
Share on Whatsapp
Whatsapp
Tweet about this on Twitter
Twitter
Email this to someone
email
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x