Shadow

Презентация стартапа: что такое “питч-дек”

Питч-дек (англ. pitch deck) — это типичная и самая распространенная на сегодняшний момент форма презентации стартапа для инвесторов.

стартап

По сути это привычная нам презентация в Power Point со слайдами, только выполненная в соответствии с определенными критериями фандрейзинга и целью которой является заинтересовать инвесторов, для того чтобы перейти к более детальному обсуждению бизнес-проекта.

Особенностями такой презентации являются две вещи:

  • питч-дек всегда может и должен считываться и без речевого сопровождения: так, чтобы его можно было, например, отправить по почте, а инвестор смог без дополнительных пояснений понять суть представленного материала;
  • питч-дек не должен быть избыточным (“краткость – сестра таланта!”): рекомендуемое максимальное количество слайдов – 15.

Разработка питч дека для стартапа

Как же правильно сделать питч-дек? Какие слайды обязательно должны быть в питч-деке

Для того чтобы понять, правильно ли составлен питч-дек, нужно спросить себя: а на все ли вопросы, которые могут возникнуть у потенциального инвестора при первом знакомстве с проектом, данный питч-дек дает понятные и логичные ответы.

1. Обозначить проблему

В самом начале питч-дека важно дать четкое описание проблемы, которую призван решит данный стартап. Например, во время пандемии коронавируса компаниям пришлось большинство мероприятий перевести в онлайн-режим. А ваше приложение позволит более легко организовывать онлайн-конференции.

Здесь также важно упомянуть, как данная проблема решалась ранее и разъяснить, почему именно ваше решение является оригинальным и более эффективным, чем предыдущие.

2. Описать решение

Здесь на одном слайде максимально лаконично, но емко необходимо выразить, как именно Ваш продукт будет успешно решать обозначенную проблему и почему он актуален именно сейчас.

3. Показать модель монетизации

Поскольку основная аудитория питч-дека – это потенциальные инвесторы, то ключевая задача данной презентации заключается в том, чтобы убедить инвестора в том, что Ваш продукт получится эффективно монетизировать.

На данном слайде нужно обозначить вашу бизнес-модель и метод ценообразования. Как вы будете привлекать клиентов и какие каналы продаж использовать? Здесь можно и нужно вдаваться в детали: себестоимость, наценка, оплата услуг посредников и т.д.

4. Правильно оценить рынок

Этот слайд- часто самое слабое место всей презентации стартапа. Его задача – доказать, что рынок для продукта достаточно большой (чтобы хватило, как минимум, на пять лет) и обладает потенциалом к росту. Но здесь очень легко “перестараться”. Дело в том, что очень часто фандеры преувеличивают масштабы рынка для продукта, что сразу подрывает доверие к их бизнес-модели со стороны потенциальных инвесторов.

Очень часто ошибочная оценка рынка связана с недостатком проверенных данных, что, конечно же, объяснимо, если продукт инновационный. Тем не менее, следует постараться провести как можно более тщательное исследование, чтобы ваш питч-дек производил правильное впечатление.

Рынок можно оценивать двумя методами:

  • «сверху-вниз» : здесь, вероятнее всего, не обойтись без сторонних исследований уважаемых компаний;
  • «снизу-вверх»: для этого складываются вместе все главные переменные бизнес-модели по каждому источнику дохода (самый простой способ расчета этих переменных — умножить примерную цену продукта на общее число потенциальных покупателей). 

После оценки всего рынка, нужно также рассчитать и примерную максимальную долю рынка, на которую вы можете претендовать.

5. Нельзя недооценивать конкурентов

На данном слайде важно предоставить краткое описание всех ваших конкурентов. При этом надо постараться выявить их в любом случае, даже если прямых конкурентов сразу не видно. В таком случае попробуйте обозначить даже косвенных конкурентов. Также важно перечислить и все конкурентные преимущества, дав им (где возможно) количественную оценку.

6. Представить вашу команду

Цель этого слайда – доказать, что ваша команда в состоянии справиться с текущими целями. Главное здесь не щеголять дипломами и сертификатами, а продемонстрировать реальные достижения из прошлого опыта. При этом состав команды не должен быть однородным, функции не должны дублироваться, а все члены команды должны качественно дополнять друг друга в достижении общей цели.

7. Описать план развития (Roadmap)

Настало время четко обозначить план действий на ближайшее будущее: кто чем займется и какие конкретно задачи предстоит решать в самое ближайшее время (в период от 1 до 3 лет). Этот слайд очень важен для инвестора, для того чтобы оценить, насколько реальные цели вы перед собой ставите и насколько прозрачна ваша стратегия.

Оформить Roadmap можно классическим образом, с точками на временной оси.

8. Назвать сумму!

Нельзя говорить с инвесторами о деньгах расплывчато, не уточняя, сколько именно вам потребуется для реализации намеченного, или (что еще хуже) просить вложить в проект “сколько сможете”. Хорошим пунктом будет, если вы упомянете те инвестиции, которые уже были вложены в ваш проект другими участниками.

Поэтому вам необходимо точно посчитать какая сумма вам нужна, расписав постатейно на что будут потрачены эти деньги: зарплата, аренда, продвижение и т.д.

9. Call-To-Action (Финал)

Не менее важно правильно закончить презентацию, подогрев интерес к вашему проекту и сделав питч-дек выделяющимся среди прочих. Используйте какую-то запоминающуюся фразу, слоган, приз в совокупности с мотивационным фото-видео. Финал питч-дека должен быть ярким!

 907 total views,  1 views today

Следите за нашими обновлениями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Поделитесь ЭТИМ...Share on Facebook
Facebook
0Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Email this to someone
email
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x