МТС выходит на рынок инвестиционных услуг с продуктом «МТС Инвестиции». Это онлайн-продажа паев паевых инвестиционных фондов дочерней компании МТС — УК «Система Капитал».
Партнеры делают ставку на монетизацию огромной клиентской базы сотового оператора, минимальный порог входа для клиентов и «игровой элемент» интерфейса сервиса. Участники рынка доверительного управления отмечают, что онлайн-дистрибуция паев ПИФов сможет составить достойную конкуренцию офлайн-продажам инвестпродуктов лишь через несколько лет.
Крупнейший сотовый оператор российского рынка компания МТС и ее дочерняя организация (доля МТС в капитале — 30%) УК «Система Капитал» запускают линейку инвестиционных продуктов под общим брендом «МТС Инвестиции». Об этом “Ъ” сообщили представители компаний. На первом этапе это онлайн-продажа паев паевых инвестиционных фондов (ПИФов), формируемых управляющей компанией, через специализированный портал и мобильное приложение. «Партнерство с УК “Система Капитал” позволило МТС стать первым российским оператором связи, предлагающим ПИФы с минимальным порогом для инвестиций и возможностью удаленного приобретения»,— заявил вице-президент МТС по финансовым технологиям Максим Янпольский.
Технически покупка пая происходит аналогично тому, как это делается в интернет-магазине. Идентификация клиента осуществляется через портал «Госуслуги» или систему межведомственного электронного взаимодействия. Платеж можно проводить со счета любого банка, пай зачисляется через день на счет, открытый в партнерском банке проекта — Райффайзенбанке. По словам гендиректора УК «Система Капитал» Игоря Бусарова, важным элементом проекта является графическая реализация сервиса, в некотором роде «игровой элемент», побуждающий к покупке. На текущий момент портфель набирается в соответствии с риск-профилем, выбранным клиентом самостоятельно. В ближайшее время в рамках проекта будет запущен робоэдвайзер, который будет предлагать клиенту выбрать оптимальную пропорцию в инвестициях исходя из его ответов на короткую анкету.
По словам участников проекта, основными конкурентами на рынке коллективных инвестиций для них являются крупные розничные управляющие компании. При этом минимальный размер счета клиента «МТС Инвестиций» составляет всего 100 руб., тогда как в большинстве крупных розничных УК минимально возможный счет клиента выше. Так, в «Сбербанк Управление активами» можно приобрести пай, начиная с суммы 1 тыс. руб., в «Райффайзен Капитал» — от 50 тыс. руб. Впрочем, «Альфа-Капитал» снизила порог входа в свои ПИФы до 100 руб. несколько месяцев назад. «Снижение порога до минимальных сумм — это палка о двух концах. Делая ставку на массового потребителя при отсутствии культуры инвестирования, вероятность обмануть ожидания клиентов, продать им “кота в мешке” существенно возрастает»,— уверен начальник управления продаж и маркетинга «Райффайзен Капитал» Константин Кирпичев.
Впрочем, отмечают прямые конкуренты проекта, основное преимущество продукта заключается все же не в этом. По словам заместителя гендиректора «Альфа-Капитал» Евгения Живова, телеком — потенциально один из самых широких каналов для привлечения массовых клиентов. При этом, по его словам, «ориентация на удаленные каналы продаж, безбумажность, оптимизация внутренних процессов и новые каналы сбыта позволяют сделать сегмент мелкой розницы рентабельным даже при низком пороге входа».
В телеком-сегменте аналогов у совместного продукта МТС и его дочерней управляющей компании пока нет, однако на рынок инвестиционных услуг в ближайшее время придут и другие непрофильные игроки.
По его словам, «поэтому операторы свой свободный денежный поток направляют либо на дивиденды, либо инвестируют в диверсификацию». В этом смысле такой проект для крупного телекома может рассматриваться как некий «пробный шар» на новом рынке. «Продажа паев ПИФов населению является одной из удобных стартовых точек для нового игрока, так как этот продукт стандартизован, не требует глубокой вовлеченности и специальных знаний от инвестора»,— указывает старший аналитик BCS Global Markets Игорь Гончаров. В то же время, отмечает господин Кирпичев, при всей перспективности онлайн-дистрибуции паев ПИФов составить достойную конкуренцию офлайн-продажам инвестпродуктов она сможет только через несколько лет.
Впрочем, в МТС не ставят основной целью быстрый заработок в новом для себя сегменте. В компании уверены, что абонент, который пользуется финансовыми сервисами, в целом более лоялен к своему оператору и не так легко расстается с ним. Кроме того, согласно расчетам компании, такой клиент активнее тратит свои средства и на услуги связи, то есть финансовые сервисы увеличивают потребление данных. Всего, по данным МТС, общий оборот финтехнаправления (карты, мобильные платежи и т. д.) компании по итогам 2017 года составил 22 млрд руб.
Операторы сотовой связи «Билайн», «МегаФон» и Tele2 на запрос “Ъ” не ответили.
[irp]1,111 total views, 1 views today
Следите за нашими обновлениями: