8 сентября 2019 года Министерство Финансов отпразднует свое 217-летие.
Датой его создания считается 8 (20) сентября 1802 года, когда царь Александр I издал Манифест «Об учреждении министерств», тем самым заменив существовавшие то этого коллегии на 8 новых министерств.
Однако казначейское дело на Руси существовало и с древних времен. Предшественниками современных министров финансов являются казначеи, которые хранили княжескую казну в Древней Руси.
В период Царской России Министерство финансов вело свою деятельность с 1802 года по 1917 год.
Управление казной в Древней Руси
Первые нормы, регулирующие управление расходы и доходы госказны, были введены еще Ярославом Мудрым в «Русской Правде», которая закрепляла права князя на финансовый контроль.
Затем в 12 веке князь Владимиром Мономахом издал Устав, который дополнил «Русскую Правду» более строгими нормами контроля над государственными средствами.
Однако не везде на Руси денежный контроль осуществляли исключительно князья. Так, например, в свободолюбивом Новгороде вплоть 14 века контроль над казной находился в руках народного собрания – веча, и его мнение не зависело от воли князя. Например, дань, которая собиралась с новгородцев, передавалась посаднику, который следил за тем, как князь расходует казну. За сбором налогов следил тысяцкий, а ответственным за сохранность госсредств был архиепископ.
По мере развития и роста мощи государства значительно возросла и роль казначеев. В 15 веке при царе Иване III возникли первые казенные дворы. Во времена Ивана Грозного управление казной окончательно перестало быть прерогативой исключительно царя и его приближенных – возникли государственные казначеи, которые вошли в Боярскую думу и были наделены совещательными функциями.
Во времена смуты царская казна была полностью разграблена и потребовались десятки лет на ее восстановление.
Основные этапы развития Министерства Финансов в Российской Империи
Петром I в 1710 году были учреждены Счетная или Казначейская контора, просуществовавшие до 1742 года и выполнявшие, в основном, фискальную функцию.
При Екатерине II финансовая система Российской империи также претерпела изменения: в каждой губернии были созданы казенные палаты «для домостроительных дел и управления казенных доходов Императорского Величества».
Следующим витком в развитии системы управления государственными финансами стали реформы Александра I:
- В соответствии с указом Александра 1 от 20.02.1809 в Государственном казначействе была учреждена Государственная экспедиция по бухгалтерскому учету и аудиту.
- В 1810—1811 годах управление государственными доходами и расходами было распределено между Министерством финансов, которое отвечало за источники доходов, и государственным Казначейством, распоряжавшимся расходованием средств.
- Согласно заявлению Александра, в 28.01.1811 году, государственный экспедиционный корпус для аудита стал частью Государственного департамента аудита, который осуществлял госконтроль и ревизию всех счетов Казначейств и Минфина.
Указом от 30 декабря 1836 года Центральное ревизионное управление государственного учета было преобразовано в новую организацию под названием Государственный контроль.
В 1852 году в структуре Государственного департамента бухгалтерского учета был создан единый бухгалтерский отдел. Его деятельность включала в себя документальные проверки касс, а также дел Главного казначейства, финансовых смет министерств и ведомств и отчетов об их исполнении.
В 60-70 годах 19 века в стране проводились масштабные реформы, которые затронули и финансовую систему. Были внедрены принципы централизации управления и контроля над движением средств госбюджета, а отчеты по государственным доходам и расходам публиковались в газетах и стали открыты населению. В результате выросла роль казначейской службы и штатов казначейств различных уровней.
В конце 80-х и начале 90-х годов 19 века были утверждены новые правила государственного контроля, уточнены их функции и организационная структура. Так, например, контроль за финансовой деятельностью государственных и частных железных дорог входит в полномочия департамента государственного аудита.
В 1901 году на государственную инспекцию была возложена функция ревизии Государственной казны, Министерства финансов, крестьянского земельного банка и других кредитных учреждений.
С образованием Совета Министров в 1905 г. в его состав было включено государственное ревизионное бюро, которое осуществляло функции фискального контроля в России. Государственный контроль является частью структуры правительства, но в пределах своей власти оно обладает широким кругом полномочий и определенными гарантиями независимости. Но уже в марте 1918 года государственное ревизионное бюро было упразднено.
Финансовый контроль в СССР
Контроль за осуществлением финансирования народного хозяйства страны, госаппарата, бюджетов различного уровня и руководство денежным обращением в СССР изначально осуществляли Наркомат финансов (Наркомфин ССР) и Государственный банк РСФСР, который начал свои операции 16 ноября 1921 года, а в 1923 г. был преобразован в Государственный банк СССР.
В 30-х гг. 20го столетия произведенные в стране реформы изменили и систему сбора налогов.
Возникли налоговая инспекция, как центральное звено, и налоговые отделы краевых, областных и городских (с районным делением) финансовых органов, управления налогов и сборов наркоматов финансов союзных республик и Наркомата финансов СССР.
После Великой Отечественной войны, 15 марта 1946 года Наркомфин СССР был преобразован в Министерство финансов СССР и союзных республик.
К моменту распада Советского Союза система государственного финансового контроля состояла из следующих основных элементов:
1. Руководящая роль государства, включая финансовый контроль, принадлежала советским народным депутатам.
2.Еще одним важным элементом системы контроля в СССР является государственный контрольный орган, представляющий собой сочетание государственного контроля и общественного контроля.
3.Основная нагрузка в области бюджетного и финансового контроля ложится на Министерство финансов, его контрольно-ревизионные департаменты, включая местные органы власти. Контрольными полномочиями федерального казначейства в СССР был наделен Госбанк СССР, а казначейства как органы контроля не существовали.
4.На уровне Советского Союза и Республики в рамках Министерства финансов существовали специальные контрольные органы – Бюджетное управление и Контрольно-ревизионное управление (КРУ).
5.На уровне административно-территориальных единиц контрольные операции осуществлялись инспекторами в департаментах каждого исполнительного комитета Министерства финансов или Совета народных депутатов.
6.Некоторые функции финансового контроля, помимо государственного и строительного банков СССР, были возложены на различные государственные комиссии, ведомства и государственных инспекторов.
Новейшая история Минфина России
Система финансового управления до 1991 года имела следующие характеристики:
- Значительная централизация финансового управления государственными органами;
- Основным недостатком является отсутствие должной координации в контрольно-ревизионной работе, что зачастую приводило к дублированию функций по ее выполнению. Это препятствовало развитию предпринимательства и коммерческой деятельности предприятий.
Указом Президента РСФСР от 11 ноября 1991 года № 190 Министерство финансов РСФСР было объединено с Министерством экономики РСФСР в одно Министерство экономики и финансов РСФСР, но уже в 1992 года Указом Президента № 56 Министерство экономики и финансов вновь было разделено на Министерство экономики и Министерство финансов соответственно.
Минфин России приобрел тот вид и функции, которые и имеет до сих пор.
- Каковы кредитные предпочтения россиян в 2022 году: исследование Bankiros.ru
- Россия продолжит платить по госдолгу, несмотря на ужесточение ограничений
- Банк России протестирует смарт-контракты на платформе цифрового рубля
- Орешкин ждет от “правильных решений” от Центробанка
- Глава ФРС заявил о готовности повышать процентную ставку
- Каковы кредитные предпочтения россиян в 2022 году: исследование Bankiros.ru
- Россия продолжит платить по госдолгу, несмотря на ужесточение ограничений
- Банк России протестирует смарт-контракты на платформе цифрового рубля
- Орешкин ждет от “правильных решений” от Центробанка
- Глава ФРС заявил о готовности повышать процентную ставку
- Каковы кредитные предпочтения россиян в 2022 году: исследование Bankiros.ru
- Россия продолжит платить по госдолгу, несмотря на ужесточение ограничений
- Банк России протестирует смарт-контракты на платформе цифрового рубля
- Орешкин ждет от “правильных решений” от Центробанка
- Глава ФРС заявил о готовности повышать процентную ставку
- Каковы кредитные предпочтения россиян в 2022 году: исследование Bankiros.ru
- Россия продолжит платить по госдолгу, несмотря на ужесточение ограничений
- Банк России протестирует смарт-контракты на платформе цифрового рубля
- Орешкин ждет от “правильных решений” от Центробанка
- Глава ФРС заявил о готовности повышать процентную ставку
- Каковы кредитные предпочтения россиян в 2022 году: исследование Bankiros.ru
- Россия продолжит платить по госдолгу, несмотря на ужесточение ограничений
- Банк России протестирует смарт-контракты на платформе цифрового рубля
- Орешкин ждет от “правильных решений” от Центробанка
- Глава ФРС заявил о готовности повышать процентную ставку
- Каковы кредитные предпочтения россиян в 2022 году: исследование Bankiros.ru
- Россия продолжит платить по госдолгу, несмотря на ужесточение ограничений
- Банк России протестирует смарт-контракты на платформе цифрового рубля
- Орешкин ждет от “правильных решений” от Центробанка
- Глава ФРС заявил о готовности повышать процентную ставку
3,261 total views, 1 views today
Следите за нашими обновлениями: