Что представляет из себя профессиональная этика в финансах? Как участники финансового рынка решают этические проблемы? Что нужно сделать, чтобы этические принципы финансовых взаимоотношений соблюдались?
Зачем нужна этика в финансовой сфере
Под профессиональной финансовой этикой понимают некий свод нравственных норм и правил, которые специалисты в сфере финансов должны соблюдать в своей профессиональной деятельности. Безусловно, эти правила соответствуют общим принципам морали, таким как добросовестность и уважение к клиенту/партнеру.
Но! Они также призваны разрешать спорные (специфические для финансового рынка) вопросы взаимоотношений и помогать участникам финансовой отрасли находить выход из противоречивых ситуаций, возникающих в результате, например, конфликта интересов (продавца и покупателя финансовой услуги) или ставящих финансовых профессионалов в положение правонарушителя. Например,
- в случае сокрытия фактов использования важной не публичной (инсайдерской) информации при торговле на бирже с целью получения выгоды или
- введения клиента в заблуждение недобросовестными аналитическими рекомендациями и т.д.
Подобные ситуации не всегда прямо подпадают под действие нормативных актов, а, значит, санкции в отношении недобросовестных участников рынка могут вводится только со стороны работодателя (лишение премии или бонуса) или профессионального сообщества (в виде, например, временного или постоянно отзыва членства).
[irp posts=”3556″ name=”Основы инвестирования в акции”]Большинство профессиональных сообществ в сфере финансов имеют свои кодексы этического поведения:
- банкиры (например, кодекс чести российских банков, принятый на съезде в 1992 году),
- оценщики,
- страховщики,
- финансовые аналитики,
- трейдеры,
- брокеры и т.д.
Кроме того, большинство банков также имеют свои корпоративные кодексы этики и даже публикуют их в сети Интернет, в которых, с одной стороны, декларируются добровольные обязательства банка перед клиентами и сотрудниками, а, с другой, обязательства персонала по отношению к банку и его клиентам.
Однако всем известно, что реализация этических принципов на практике зачастую сложно поддается проверке и контролю, а, значит, остается целиком и полностью на совести специалиста. Поэтому этичное поведение и забота о кристально чистой профессиональной репутации пока не являются неотъемлемым стандартом российского финансового рынка. Такое положение дел ведет к неизбежной деградации отношения финансовых игроков, инвесторов и простых потребителей финансовых услуг друг к другу. Теряется доверие и взаимное уважение, что, в конечном итоге, приводит и к потере денег как самих «продавцов» финансовых услуг, так и их клиентов.
Этика – архаизм?
Проблема этики присутствует не только на российском финансовом рынке. Но отличие этической проблемы развитых стран в излишнем развращении финансовых воротил бесконечным ростом мировых площадок за последние несколько лет (bull market) на фоне дешевых денег. В результате финансовые продукты, зачастую сложные и непрозрачные, плодятся с геометрической прогрессией. Рост оборотов и цен привлекает все новых участников рынка, что не стимулирует трейдеров, сейлзов и аналитиков к дисциплинированности.
На развитых западных рынках об этических принципах всерьез заботятся хотя бы ассоциации, занимающиеся сертификацией профессиональных аналитиков, инвесторов, поскольку их цель – ограничить доступ дилетантов к профессии и повысить престиж карьеры в отрасли. Например, престижная международная ассоциация сертифицированных финансовых аналитиков CFA отводит этическим вопросам одну из ключевых ролей в программе сертификации специалистов и их последующего профессионального развития. Кодекс и Стандарты Института CFA является образцом поведения инвестиционных профессионалов во всем мире.
В России же пока термин «этика» для большинства участников рынка звучит как архаизм. Ведь не секрет, что российский гражданин не слишком искушен в мире финансовых продуктов и услуг. Он также редко задумывается о долгосрочных финансовых взаимоотношениях с каким-либо партнером, будь то банк или инвестиционная компания. Неоднократные «разорения» российского населения на фоне внутренних и мировых экономических кризисов сделали свое дело – доверие к финансовым институтам утеряно. Поэтому определяющим в выборе финансового партнера для российского клиента в основном является не качество его сервиса, а «цена вопроса». Потому что в основном российских клиентов интересует краткосрочный заработок, а не долгосрочные вложения.
Низкий уровень финансовой грамотности населения также не способствует критическому анализу инвестиционных рекомендаций: плодятся низкоквалифицированные (с сертификатами никому неизвестных образовательных центров) “финансовые советники” и “гуру” трейдинга и инвестиций, которые всем и каждому раздают советы по «легкому» заработку на бирже, криптовалюте, бинарных опционах и т.д. Такие “финансовые консультанты” не знают или не хотят знать об этических принципах, которые обязывают их твердо убедиться в том, что их слушатели действительно адекватно оценивают все риски, связанные с такого рода финансовыми операциями или вложениями (т.е. действительно понимают суть того или иного финансового инструмента).
Недобросовестное отношение профессиональных участников финансового рынка наблюдается не только во взаимодействии с частными клиентами. Юридические компании часто работают с банками по модели финансового «супермаркета», где им предоставляется полный набор услуг по управлению их активами: от администрирования и расчетно-депозитарных операций до кредитования, аналитики и заключения финансовых сделок. Однако поддержание всех этих направлений на высоком уровне сервиса на фоне кризиса и постоянно сокращающихся затрат (особенно на содержание персонала) редко кому удается. Как следствие, например, часть их выводится на аутсорсинг (например, аналитика) без должного контроля за результатом.
[irp posts=”3610″ name=”Карьера в финансах: профессия CFO”]Что стимулирует соблюдение этических норм?
Есть в финансовом мире такие профессионалы, работа которых, казалось бы, призвана контролировать честность и добросовестность финансистов: это аудиторы и рейтинговые агентства. Но, и те, и другие, как правило, ссылаются на то, что их ответственность ограничивается лишь проверкой той информации, которую они получают на изучение от своих клиентов, с точки зрения ее корректности. По их мнению, этические аспекты взаимоотношений «объекта» исследования с контрагентами не в их компетенции. При этом, эти же аудиторы и аналитики рейтинговых агентств лишний раз «боятся» пошатнуть репутацию своих больших клиентов, которые, как и все остальные, нередко грешат махинациями с отчетностью (мировой финансовый кризис 2008 года в очередной раз это наглядно продемонстрировал).
Очевидно, что уровень этических принципов в финансовом мире прямо зависит от уровня требований (запросов) потребителя финансовых услуг: без наличия спроса на соблюдение этических принципов, эти нормы не смогут глубоко проникнуть в сферу профессиональных финансовых услуг. Никакие действия регуляторов и давление не способны в корне изменить ситуацию. Несмотря даже на намерение Банка России разработать кодекс этического поведения финансистов, сложно представить, что большинство участников рынка поспешат ему следовать, если контролем над соблюдением этических норм мало интересуются сами их клиенты.
Безусловно внимание регулятора к этой проблеме не бессмысленно. Но только, если вместе с внедрением кодекса этики будет проводиться политика прозрачного и максимально публичного расследования нарушений этических принципов по отношению к клиентам, восприятие этики как неотъемлемой части финансовых взаимоотношений может повсеместно распространиться в масштабах страны.
Widget not in any sidebars
8,289 total views, 1 views today
Следите за нашими обновлениями: