Site icon Всё об управлении деньгами

Структура управления финансовыми рисками в компании

Что такое финансовые риски компании? Какие существуют уровни корпоративной структуры по управлению финансовыми рисками? Как разграничить ответственность за управление финансовыми рисками в компании?

Прежде чем поговорить о том, каким образом компания может систематизировать процесс управления и контроля финансовых рисков, следует разобраться с основными понятиями.

[irp posts=”3833″ name=”Карьера в финансах: специалист по хеджированию”]

Что такое финансовые риски компании?

Под финансовыми рисками предприятия понимаются:

[irp posts=”4386″ name=”Как управлять риском ликвидности в компании”]

Минимизировать или вовсе устранить данные риски компания может только путем внедрения системы управления рисками, т.е. риск-менеджмента. В таком случае компания сможет предотвращать или своевременно реагировать на увеличение того или иного риска, вместо того чтобы пытаться каждый раз изобретать пути разрешения каждой конкретной проблемы или ситуации. Вместо этого, у компании всегда должен быть необходимый «арсенал» внедренных инструментов управления финансовыми рисками (хеджирование, страхование или резервирование) и определен порядок его реализации.

 

Уровни  структуры по управлению финансовыми рисками

Чтобы сформировать такую структуру, потребуется определить обязанности, полномочия, цели и задачи каждого подразделения в реализации политики риск-менеджмента компании:

 [irp posts=”1476″ name=”Хеджирование рыночных рисков компании. Часть 1.”]

Разграничение ответственности за управление финансовыми рисками

Для каждого вида риска (будь то валютный, процентный или, например, кредитный) необходимо определить его «владельца», т.е. ответственное лицо или группу лиц. Например, за управление процентным риском на предприятии может отвечать подразделение корпоративных финансов или казначейства, которое занимается формированием кредитного портфеля.

Но, что касается, например, валютного риска, то тут функции и ответственность, скорее всего, будет распределены между разными отделами, поскольку на уровень валютного риска влияет, например, как структура валютных активов и пассивов (зависящая от выбора валют для расчетов с клиентами, поставщиками и подрядчиками), за которую отвечает финансовый директор или CFO, так и эффективность сделок хеджирования, за которую отвечает непосредственно корпоративный казначей.

Любая структура управления рисками, в т.ч. финансовыми, быть максимально понятной и прозрачной, чтобы ответственные сотрудники четко понимали:

[irp posts=”1528″ name=”Хеджирование в отчетности корпораций”]

Таким образом, важно четкое разграничение ответственности и разделение обязанностей. Например, один и тот же сотрудник не должен отвечать за установление лимитов по сделкам (например, по каждому контрагенту для валютных сделок) и одновременно заключать, т.е. согласовывать условия по этим сделкам с выбранным контрагентом.

Рассмотрим примерную схему распределения ответственности за управление финансовыми рисками в компании.

  1. Высшее руководство или единоличный исполнительный орган

(генеральный директор, финансовый директор или CFO, совет директоров):

 

  1. Подразделение риск-менеджмента:

 

  1. Отдел продаж:

 

  1. Отдел закупок:

 

  1. Подразделение корпоративных финансов или казначейство:

 

  1. Бухгалтерия:

[irp posts=”1492″ name=”Хеджирование рыночных рисков компании. Часть 2.”]

 

 3,718 total views,  2 views today

Следите за нашими обновлениями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Поделитесь ЭТИМ...
Facebook
0
VK
Twitter
email