Site icon Всё об управлении деньгами

Популярные внутренние методы управления валютным риском

Каковы наиболее эффективные и популярные методы управления валютными рисками, которые компания может использовать без  помощи внешних контрагентов?  Что следует учесть при выборе того или иного внутреннего инструмента страхования валютных рисков?

Управление валютным риском включает в себя оценку риска (ОВП и вероятных потерь) и выбор методов его страхования.

Любой компании доступны как внутренние, так и и внешние инструменты управления валютными рисками. В этой статье остановимся поподробнее как раз на тех методах, которые задействуют собственные (внутренние) ресурсы компании.  Конечно, большинство представленных инструментов направлено на минимизацию ОВП компании.

[irp posts=”1476″ name=”Хеджирование рыночных рисков компании. Часть 1.”]

Итак, к наиболее эффективным и популярным внутренним методам управления валютными рисками относятся:

 

  1. Учет стоимости валютного риска в ценовой политике

Нестабильность цен заставляет компании и ИП увязывать стоимость валютного риска (или его хеджирования) с ценовой политикой компании. Такая стратегия, конечно, требует весьма тщательного и долгосрочного анализа того, как изменение валютных курсов затрагивает разные стороны деятельности компании и производственные издержки. При регулярном использовании этой методик компании обычно определяют свой внутренний «валютный коридор конкурентоспособности» продукции, в пределах которого компания в состоянии удерживать свои рыночные позиции не в ущерб рентабельности.

 

  1. Замедление и ускорение платежей

Использование этого метода предусматривает возможность изменять режим платежей (англ. Payment terms) в иностранной валюте, т.е. использовать ускорение или задержку платежа (англ. Leads and lags). Например, компании может быть выгодно досрочно осуществить платеж в твердой валюте и отложить – в нестабильной валюте. Часто материнские компании просят свои заграничные доски произвести оплату досрочно, если ожидается высокая волатильность на локальном рынке. Однако реализовать такой подход на практике возможно, пожалуй, лишь в рамках крупной ТНК или холдинга, где обычно материнская компания берет на себя валютные риски, возникающие в результате таких изменений, поскольку, как правило, обладает лучшим набором инструментов страхования риска, чем ее заграничные «дочки».

 

  1. Балансировка валютных активов и пассивов

Если у компании одновременно имеются как активы (дебиторская задолженность), так и пассивы (кредиторская задолженность) в иностранной валюте, следует проанализировать их структуру с целью балансировки (выбора оптимального соотношения валют и сроков, чтобы минимизировать открытую валютную позицию).

Идеальный вариант (конечно, помимо использования в расчетах функциональной валюты самой компании там, где это возможно) – заключение контрактов на продажу и покупку, сопоставимых по срокам платежа и суммам, в одной валюте чтобы свести открытую валютную позицию (по конкретной валюте) к нулю. В таком случае убытки от колебания валютного курса по экспортным операциям компенсирует прибыль от импортных операций и наоборот. Например, если у компании только долларовая выручка и есть возможность выбрать, в какой валюте заключить контракт на поставку комплектующих (доллары или евро), выбор очевиден – в долларах. Балансировку можно также осуществлять и по срокам платежей и поступлений, чтобы не держать открытой валютную позицию слишком долго: например, если возможно «сдвигать» сроки валютных платежей материнской компании ближе к датам получения валютной выручки.

[irp posts=”1492″ name=”Хеджирование рыночных рисков компании. Часть 2.”]
  1. Валютные оговорки

Валютная оговорка – это специальное условие, включаемое во внешнеторговые контракты с целью страхования валютного риска. Существует два основных вида валютных оговорок:

 

  1. Диверсификация валют контрактов

Принцип диверсификации, как и везде, в случае с управлением валютными рисками предполагает осуществление внешнеторговых сделок в разных валютах, чтобы убытки от неблагоприятного изменения курсов одних валют возмещались прибылью от изменения курсов других. НО! Использование этого инструмента не противоречит, а как раз сочетается с методом балансировки валютных активов и пассивов. Ведь выбор валют для заключения контрактов должен быть строго продуманным:

 

  1. Управление остатками в иностранной валюте

Иногда грамотное управление валютными остатками на расчетных счетах может сократить убытки компании из-за волатильности валютного курса. Однако этот инструмент скорее может применяться в «ручном» режиме, поскольку актуален в основном для кризисных ситуаций. Например, во время финансового кризиса 2014 года некоторые российские компании затормозили конвертацию валютной выручки в рубли (вместо того, чтобы избавиться от валютной экспозиции, как это следует делать при нормальном состоянии рынка), что позволило им сохранить достаточный валютный резерв для обеспечения погашения своих валютных обязательств в период временного ограничения валютной ликвидности на рынке (а также хорошо заработать на росте курса).

Поэтому иногда компании могут прибегать к открытию вкладов в иностранных валютах (на различные сроки) взамен, например, заключения сделок хеджирования на поставку валюты в будущем (если, например, ожидается, что могут возникнуть трудности с валютной ликвидностью в ближайшем будущем или стоимость хеджирования слишком высока). Однако при открытии валютных депозитов стоит учитывать уровень процентных ставок (который обычно достаточно низкий), налоговый режим и иные законодательные ограничения.

 [irp posts=”1528″ name=”Хеджирование в отчетности корпораций”]

  1. Неттинг

Метод взаимных зачетов,мэтчинг” или “неттинг” (англ. Netting), достаточно распространен на развитых рынках и среди крупных ТНК. Однако он применим только для внутрикорпоративных валютных потоков.  Этот подход заключается в максимальном сокращении количества валютных сделок путем их укрупнения и согласования между подразделениями и дочерними компаниями в рамках одной структуры или холдинга. Например, один или два раза в месяц взаиморасчеты между всеми «дочками» и материнской компанией сверяются и группируются. В результате каждая из сторон определяет общую сумму своих обязательств и требований (по заранее установленным для всех участников неттинга валютным курсам), и перечисляет свою сумму обязательств перед другими участниками неттинга (единым платежом в одной валюте) в неттинговый центр (часто в Лондоне из-за упрощения требований валютного контроля), который и производит все взаиморасчеты между участниками. В результате для каждой компании сокращается число платежей, экономится время работы и улучшается качество прогнозирования движения денежных средств. В целом о группе компаний существенно уменьшаются комиссии по сделкам по конвертации валют и переводу средств.

 

  1. Сокращение открытого рискового периода

В рамках того подхода компании необходимо понять, насколько часто она может заключать сделки хеджирования валютных позиций. Поскольку делать это ежедневно достаточно трудозатратно из-за большого объема операций и документации, сопровождающей заключение каждой финансовой сделки хеджирования (утверждение позиции руководством, согласование условий, обмен подтверждениями между сторонами, регистрация сделки в корпоративной системе учета и т.д.).

Поэтому обычно между датой возникновения открытой валютной позиции и датой ее хеджирования проходит определенное количество времени (от нескольких недель до нескольких месяцев), которое и называется открытым рисковым периодов (англ. Open risk period). В течение этого периода волатильность валютного курса может быть настолько сильной, что существенно повлияет на эффективность последующего хеджирования.

Например, компания зарегистрировала в системе SAP длинную открытую валютную позицию на 100 ед. в 1е число месяца по курсу №1.  Через 2 недели с этого момента она заключает форвардную сделку сроком на 3 месяца на продажу 100 ед. данной валюты по курсу №2, который отличается от курса №1 на 10%. Эти 10% изменения валютного курса не будут захеджированы и компенсированы ростом стоимости позиции по форвардной сделке при падении стоимости валютной позиции через 3 месяца.

Чем чаще компания хеджирует свои открытые валютные позиции (например, раз в неделю или раз в 2 недели), тем эффективнее она управляет своим валютным риском.

[irp posts=”4283″ name=”Что нужно знать о валютном риске?”]

Таким образом, мы рассмотрели основные внутренние инструменты управления валютным риском в компании. Об основных внешних инструментах управления читайте в цикле статей о хеджировании, а также в новых статьях раздела Корпоративные финансы –  Управление рисками.

 4,206 total views,  1 views today

Следите за нашими обновлениями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Поделитесь ЭТИМ...
Facebook
0
VK
Twitter
email