Shadow

Восемь ключевых элементов в управлении операционным риском

Зачастую на операционный риск обращается не особенно большое внимание в общей системе управления рисками. Однако именно этот риск представляет наибольшую опасность для стабильного функционирования компании.

Операционный риск

Рассмотрим операционный риск и определим 8 ключевых элементов, которые необходимо учитывать при управлении операционным риском.

Во многом, так же, как и операционный риск, управление рыночными рисками и кредитными рисками действительно жизненно важны для сохранения бизнеса.  Но менеджеры компаний обычно считают, что только управление рыночным и кредитным рисками действительно необходимо для функционирования и развития, в то время как операционный риск рассматривается как нечто совершенно иное.

Для многих предприятий управление операционным риском воспринимается как неприятность с дополнительными расходами и бюрократическими процедурами, необходимыми только для того, чтобы не иметь проблем со службами внутреннего и внешнего аудита. В общем – пустая трата времени и денег.

Конечно, такое восприятие следует признать совершенно неправильным.

Что такое «операционный риск»?

Начнем с определения операционного риска.

Операционный риск – это риск потерь в результате некорректных внутренних процессов, действий людей и систем или воздействия внешних факторов.

В широком смысле этого слова операционный риск можно считать неожиданным риском. Это значит, что в то время как мы можем с достаточно степенью достоверности оценить вероятность реализации и масштабы последствий для компании от реализации кредитного и рыночного рисков, для операционного риска расчет таких параметров, как вероятность реализации риска и размер последствия от его реализации, часто проблематичен и носит очень вероятностный характер.

Рассмотрим подробнее составляющие из определения операционного риска, приведенного выше. Что мы понимаем под каждым из них?

  1. «Люди» – это работники компании.  Сотрудники могут совершать ошибки. Они могут быть преднамеренными или непреднамеренными. Коме того, работники часто могут не в полной мере соблюдать внутренние регламенты и процедуры, что в итоге может привести к убыткам. В менеджменте этот фактор носит название «человеческий фактор».
  2. «Процессы» – все операции в компании состоят из бизнес-процессов. Это могут быть сложные последовательности событий, например, в производственных компаниях, либо более простые последовательности задач, например, связанных с получением заказа и отправкой товара покупателю. Все мероприятия включают в себя процедуры. Если существуют объективные недостатки в существующей процедуре или если процедура не достаточно четко определена, это может привести к убыткам.
  3. «Системы» – большинство процедур требуют использования внешних механизмов. Это могут быть компьютерные системы, машины или инструменты. Вероятность того, что что-то в системе пойдет не так, как должно, можно рассматривать как элемент операционного риска.
  4. «Внешние факторы» – наши процессы происходят во взаимодействии с внешним миром и внешней средой. Эта среда постоянно находится под угрозой возникновения сбоев. Эти сбоим могут быть вызваны возникновением форс-мажорных обстоятельств, обусловленных природными явлениями, факторами социального и политического характера.

Воздействие каждого из приведенных факторов в определенных случаях может привести к банкротству компании, либо к нанесению существенного ущерба.

Как повысить эффективность управления операционным риском?

В контексте представленных понятий рассмотрим восемь ключевых элементов, которые необходимо учитывать для повышения эффективности управления операционным риском.

  • Оценка риска. Крайне важно, чтобы при рассмотрении рисков их рассматривали с точки зрения опасностей, которые они представляют для фирмы. Эта оценка требует анализа и понимания того, что представляют собой эти риски.
  • Внутренняя среда. Внутренняя среда определяет то, насколько компания склонна к риску. Это относится к политике компании в отношении риска и степени, в которой фирма готова принять риск. Риск не может быть полностью устранен, но он может быть уменьшен.
  • Постановка целей. На основе определения склонности к риску фирмы можно установить четкие цели компании в рамках системы риск-менеджмента в терминах «событий реализации риска» и управления ими.
  • Идентификация событий. Это полный список того, с какими рисками сталкивается фирма и как их можно определить.
  • Реакция на риск. Что фирма собирается делать с риском? Какие действия компания  предпримет, чтобы уменьшить и смягчить эти риски или компенсировать потенциальные потери?
  • Комплексная и многофакторная система риск-менеджмента. Система управления рисками, в которой заранее прописан алгоритм действия в случае реализации ранее выявленного риска.
  • Информация и коммуникация. Важной частью управления рисками является эффективная коммуникация и информирование людей как внутри, так и вне организации в отношении ролей и обязанностей, которые они несут в рамках утвержденной в компании системы риск-менеджмента.
  • Мониторинг. Это постоянный процесс анализа и оценки бизнес-процессов и эффективности программы управления рисками.

Управление операционным риском это задача, требующая ежедневного решения и контроля. Нельзя ее один раз в рамках какого- то события решить и больше к ней не возвращаться. Операционный риск необходимо контролировать все время, и при необходимости вносить коррективы в системы риск-менеджмента компании.

Необходимо помнить утверждение:

«Управление любым риском – это путешествие, а не пункт назначения».

>>> Вам также может быть интересно:

Чтобы быть в курсе последних новостей и содействовать развитию проекта ВашКазначей:

 2,481 total views,  1 views today

Следите за нашими обновлениями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Поделитесь ЭТИМ...Share on Facebook
Facebook
0Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Email this to someone
email
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x