Shadow

Постапокалипсис: что будет с экономикой и рынками после коронавируса?

То, что происходит на рынках и в мировой экономике в последние недели многим, наверняка, напоминает глобальный финансовый кризис 2007–2009 гг. Однако тот кризис возник изначально в финансовом секторе как масштабный «маржин колл» и лишь затем распространился на другие сферы экономики.

кризис

Современный же кризис, спровоцированный пандемией коронавируса, имеет совершенно иную природу: он возник в результате практически одновременного и скоропостижного разрыва большинства цепей поставок и обвала потребительского спроса по множеству продуктов и услуг.

Текущую ситуацию в мире в целом нам пока не с чем сравнить, т.к. впервые почти весь мир ушел на «добровольную самоизоляцию», тем самым сознательно обрекая себя на экономический кризис во имя спасения жизней.

Больше всех, безусловно, пострадали секторы услуг, туризма и транспортировки пассажиров. Goldman Sachs посчитал, что крупнейшая мировая экономика (США) только за второй квартал упадет на 5%, что еще может показаться не самым плохим прогнозом.

Но есть и хорошая новость – причины этого кризиса также скажутся на его продолжительности: как только паника и страх болезни уйдут (а большинство наиболее пострадавших стран уже приблизились к пику эпидемии), будет наблюдаться резкое увеличение отложенного спроса, что потянет вверх экономическую активность.  

Однако прежде чем начнется восстановление нам еще предстоит увидеть, как минимум, несколько обвалов на рынках и крупных банкротств, т.к. многие компании попросту не выйдут из этого кризиса «живыми».

Что же изменится на рынках и в экономике после кризиса?

Многие компании, которые смогли «продержаться» благодаря накопленной денежной подушке, существенно увеличат долю рынка за счет выбывших слабых игроков. Таким образом, во многих секторах снизится уровень конкуренции и возрастет степень доминирования отдельных участников.  Это позволит «выжившим» увеличить цены, а, значит, и маржу.

Внимание граждан может переключиться на обладание собственностью (в отличие от последних десятилетий, когда владению, наоборот, всё чаще предпочитали аренду). В период глобального карантина и изоляции многие люди оценили важность обладания собственным домом или просторной квартирой (из которой никто не выселит в случае кризиса), а также хорошим автомобилем (чтобы в любой момент иметь возможность перемещаться, когда общественный транспорт вдруг снова станет малодоступным).

Так что следует ожидать смещение потребительского спроса от мелких (например, шоппинг) в сторону более крупных покупок. Очевидно, может благоприятно сказаться на рынке недвижимости и авто.

Также кризис может дать новый толок к развитию сектора частных инвестиций. Очень многие люди в период кризиса осознали важность наличия альтернативных источников дохода (помимо заработной платы или доходов от бизнеса). Поэтому будет расти интерес к миру инвестиций (причем не только на фондовом рынке, но и в реальном секторе). Очень скоро мы будем наблюдать рост количества и качества предложений по инвестиционным программам от банков и финансовых компаний (например, люди будут активнее открывать инвестиционные счета для того, чтобы накопить на пенсию, недвижимость или образование).

Также возрастет спрос на брокерские услуги и консультации по личному финансовому планированию.

Инвесторы начнут больше вкладываться в сервисы доставки, логистику и в смежные с логистикой сферы. Также, безусловно, возрастет спрос на все онлайн услуги: телемедицину, общение, образование, консультации,  тренировки (фитнес, йога) и коачинг. В России в этих направлениях очень много перспектив для развития, т.к. рынок онлайн услуг еще не так развит, как на Западе.  

Кроме того, возникнет много новых сервисов и сфер услуг. Так, например, большинство семей в период карантина ощутили острую проблему: как провести время с родными 24/ 7 в замкнутом пространстве и не сойти с ума? Особенно остро встала проблема в семьях с детьми: отменились занятия в детских садах, школах, кружках и секциях. Детям стало некуда девать неуемную энергию.

На помощь родителям пришли такие сервисы как «Ребёнок Занят» – сбор и доставка до двери готовых наборов для развлечения и занятий с детьми (это отличная альтернатива гаджетам, от которых устает и мозг, и глаза!).

Родители быстро оценили удобство таких сервисов и скоро начнут активно использовать детские наборы и тогда, когда уже снова можно будет выходить из дома, чтобы отправиться с ребенком на дачу, в путешествие, в гости или в ресторан.

Уже начал меняться рынок труда. После изоляции руководство многих компаний станет относиться с бОльшим доверием к удаленному формату работы. Особенно заметным станет эффект сокращения издержек на поддержание офиса. Онлайн-офисы станут более востребованными и у потребителей.   Соответственно, возрастет и доля внештатных работников.

Что сейчас делать тем, у кого есть деньги?

Лучше не делать резких движений. Никаких агрессивных покупок!

Индекс волатильности рынка VIX все еще находится на своих исторических максимумах (недавно преодолел отметку в 82.5 – это даже выше, чем во время знаменитого кризиса 2008 года, что означает, что пока рынок ожидает, что месячное стандартное отклонение доходности индекса S&P 500 будет выше 80%).  На таких уровнях волатильности заработать смогут только профессиональные трейдеры, которые хорошо умеют продавать и покупать волатильность.

Если у Вас уже есть пакет акций, не стоит увеличить риск портфеля, наращивая позиции. Как только дневная волатильность рынка начнет уверенно снижаться (желательно до уровня менее 5%), только тогда можно постепенно начать покупать недооцененные акции.

 1,711 total views,  1 views today

Следите за нашими обновлениями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Поделитесь ЭТИМ...Share on Facebook
Facebook
0Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Email this to someone
email
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x