Site icon Всё об управлении деньгами

Микробизнес в кризис: как его сохранить, пока нет клиентов?

Во время пандемии многие бизнесы ушли не незапланированные “каникулы”: в некоторых сферах спрос исчез практически полностью.

Несмотря на то, что правительство попыталось “раскрыть зонтик” над малым и средним бизнесом, оказав определенные меры экономической поддержки, для многих, особенно очень маленьких бизнесов, находящихся на первой стадии своего становления, этот год и следующий годы будут решающими: быть или не быть?

Если клиенты исчезли, нужно понять, могут ли они в теории вообще вернуться и, если да, то когда. Кризис 2020 года случился из-за внешних ограничений, вводимых государствами ради сохранения здоровья населения.

Ответьте себе: когда эти ограничения будут сняты, появится ли снова спрос на ваши товары и услуги? Если да, то ваш бизнес можно попытаться сохранить.

1. Экономим на всем

Чтобы выжить, нужно свести ВСЕ затраты к минимуму и скопить как можно больше “кэша”, чтобы переждать трудные времена. Пересмотреть и проанализировать все, что только можно, включая расходы на канцелярские товары. Да, спасение бизнеса – это именно та ситуация, когда скупым прослыть не стыдно. Пересмотрите цены всех поставщиков и арендодателей, везде попросите “скидку”, сравнивайте стоимость у конкурентов и безбожно торгуйтесь.

2. Партизаним

Когда выручка стремиться к нулю, деньги на продвижение можно вынуть только из собственного кармана. Но если он почти что пуст? Тогда вас выручит “партизанская” реклама, т.е. все малобюджетные способы продвижения. Например, через “подставные” аккаунты можно создать искусственную дискуссию в комментариях к какому-нибудь популярному посту по вашей тематике, и между делом упомянуть сайт вашего интернет-магазина. Также можно давать ссылки на ваш сайт в комментариях к популярным видео или постам в соцсетях, пробуя прорекламировать свои услуги на “хайпах”. На войне все средства хороши!

3. Поддерживаем лояльность клиентов

Если вы еще этого не сделали, то давно пора завести корпоративный блог и больше работать над поддержанием лояльности клиентов: делать полезные рассылки, проводить опросы и акции, поздравлять постоянных клиентов с праздниками и т.п. В общем делать все, чтобы клиенты вспомнили о вас, когда вы им снова сможете пригодиться.

4. Ищем альтернативы

Возможно, спрос в вашей области не исчез полностью, а трансформировался. Скажем, часть клиентов все еще хочет получать услугу, но может делать это только онлайн. Если у вас есть ресурсы, то стоит переориентировать ваше предложение под их новые запросы: временно или насовсем – время покажет.

5. Цепляемся на буксир

Если ваш бизнес идет ко дну, есть еще один спасительный вариант – зацепиться за другой, чуть или гораздо более крупный бизнес.

Например, найти партнера из смежной отрасли и проводить совместный акции и пиар-компании (например, магазин стройматериалов и фирма по ремонту квартир). А можно отправиться на маркетплейс (если возьмут, т.к. у наиболее крупных игроков довольно строгие требования к поставщикам).

Последний вариант, конечно, еще и дорогой, т.к. комиссия маркетплейса может составлять от 20 до 40% с продаж, но они могут привести вам хоть каких-то клиентов! К тому же, есть мнение, что маркетплейсы в скором времени вообще “выжгут” весь микробизнес в сфере ритейла, так что многим маленьким бизнесам рано или поздно придется к ним “пришвартоваться”.

Ну а если все варианты спасения не подходят или не работают, в таком случае можно подумать над созданием нового, более перспективного направления или уникального продукта, который востребован на рынке в данный момент.

 1,844 total views,  2 views today

Следите за нашими обновлениями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Поделитесь ЭТИМ...
Facebook
0
VK
Twitter
email