Shadow

Отчетность корпоративного казначейства

Сотрудники корпоративного казначейства имеют доступ к важнейшей для принятия управленческих решений информации: о текущей денежной позиции и о будущих денежных потоках, об открытой валютной позиции, о результате хеджирования финансовых рисков и об инвестиционных доходах компании.

Поэтому одной из задач корпоративного казначейства (вне зависимости от степени централизации казначейских функций) является своевременное представление высшему руководству  корректной и прозрачной консолидированной отчетности, необходимой для выполнения функций казначейской и финансовой служб. Решение этой задачи с минимальными трудовыми затратами практически невозможно без автоматизации большинства казначейских функций.

Кроме того, специалисты казначейства должны распределить ответственность за составление тех или иных отчетов между центральным офисом и финансовыми (или казначейскими) подразделениями дочерних компаний, а также  выстроить эффективную систему взаимодействия с соответствующими смежными подразделениями в целях обмена необходимыми данными для составления отчетности.

[irp posts=”1071″ name=”Функции корпоративного казначейства: широкий перечень”]

При этом следует отделять традиционные формы бухгалтерской/ корпоративной финансовой отчетности (баланс, отчет о прибыли и убытках и отчет о движении денежных средств) от отчетов, составляемых корпоративными казначеями для реализации своих функций. В отличии от стандартизованных форм бухучета, отчетность корпоративного казначейства регламентируется лишь внутренней политикой корпорации и может представлять собой совокупность разнообразных форм и видов отчетов, набор которых зависит от:

  • степени автоматизации и количества казначейских операций;
  • специфики бизнес-операций, обслуживаемых казначейством;
  • личного выбора руководства компании (кому-то, например, хочется получать все отчеты в виде обычных и стандартных таблиц Excel, потому что им важно удобство и минимализм, а кому-то нужен формат отчетов, генерируемых корпоративными ERP, где можно интерактивно менять форму отчета и набор предоставляемых данных в зависимости от потребностей целевой аудитории);
  • в конце концов, от профессионального уровня специалистов казначейства.

В любом случае, существуют основные виды отчетов, с которыми сталкиваются в работе большинство корпоративных казначеев. Все генерируемые казначеям отчеты можно разделить на 3 общих группы:

  1. отчеты о текущем состоянии консолидированной денежной, валютной и инвестиционной позиции компании или группы компаний (если казначейство централизованное);
  2. бюджет (БДДС), платежный календарь и прогнозы движения денежных средств (Cash Flow Statements & Plans);
  3. отчеты, используемые для оценки эффективности деятельности казначейства.
 

Отчеты о текущем состоянии консолидированной денежной, валютной и инвестиционной позиции

  • Отчет о ликвидных активах – сюда относятся всевозможные формы, содержащие информацию о текущем состоянии всех банковских счетов компании или консолидированной группы компаний (текущие счета, пулинговые счета, инвестиционные счета, специальные счета и т.д.), находящихся под управлением корпоративного казначейства, а также о размещенных срочных вкладах (депозитные счета), краткосрочных ссудах и кредитах, внутригрупповых займах и финансовых вложениях. Подобные отчеты, как правило, предоставляется руководителю централизованного казначейства, а также финансовым директорам (CFO) соответствующих компаний на регулярной основе (ежедневной, еженедельной или ежемесячной). Такие отчеты удобно генерировать с помощью корпоративных казначейских систем (например, SAP ERP) и выгружать в удобном формате Excel для просмотра. Эта группа отчетов может использоваться как с целью контроля остатков на счетах (для минимизации валютных остатков на транзитных счетах, отслеживания неиспользуемых счетов, контроля над объемом использования овердрафтов и операций кэш-пулинга и т.д.), так и с целью сортировки активов по банкам, типам счетов или срокам размещения, чтобы выявить процентное соотношение их долей (например, для оценки риска высокой степени  концентрации всех ликвидных активов в одном банке).
  • Отчет о текущей валютной позиции – в таком отчете отражается открытая валютная позиция (ОВП) по компании или группе компаний, для того чтобы тщательно планировать и контролировать операции по управлению валютными рисками. Как правило, такой отчет содержит информацию об объеме и характере валютных активов и пассивов, а также рассчитывает нетто-валютную позицию. Для компаний, производящих хеджирование валютных рисков в этом отчете отражается коэффициент хеджирования (рассчитываемый как отношение объема захеджированной позиции к общему объему открытой позиции), а также возникшие за период после последней даты хеджирования новые активы и пассивы, которые подлежат хеджированию. Этот отчет должен предоставляться на рассмотрение руководителя казначейства для принятия решения о балансировке валютных потоков и для согласования открытых позиции, подлежащих хеджированию (в зависимости от частоты хеджирования – например, раз в неделю, раз в 2 недели или раз в месяц).
  • Отчет об инвестиционной позиции – подобного рода отчет отражает весь перечень инвестиционных активов, которым обладает компания на отчетную дату, размер ожидаемого дохода по ним, а также иные важные сведения, такие как, например, дата возврата и срок размещения (в случае с депозитами), срок погашения (в случае с облигациями), процентная ставка, изменение рыночной цены за последний отчетный период и т.д.
[irp posts=”3833″ name=”Карьера в финансах: специалист по хеджированию”]
 

БДДС, платежный календарь и прогнозы движения денежных средств

К этой группе отчетов относятся все многообразие форм контроля и прогнозирования денежных потоков на предприятии.

  • Бюджет движения денежных средств (БДДС) относится к числу финансовых бюджетов наряду с инвестиционным бюджетом и прогнозным балансом. Он представляет собой плановый документ, который составляется обычно плановым/ бюджетным отделом сначала на год, потом на месяц (иногда с разбивкой по неделям), а затем на основе заявок на оплату и запланированных поступлений формируется план по дням недели.

БДДС отражает поступление денежных средств (которые классифицируются по источнику поступления средств) и платежи компании (распределяемые по направлениям использования) за определенный период. Поэтому в заявках на осуществление платежа, которые вносятся в платежный календарь и на финальном этапе акцептуются казначейством в форме реестра на оплату, должен быть указан код или наименование статьи БДДС для того, чтобы при формировании платёжного календаря специалисты казначейства могли контролировать соответствие заявок статьям бюджета.

Этот отчет позволяет определять плановый объем чистого прироста или уменьшения денежных средств компании.  Сальдо на конец периода сравнивается с установленной минимальной денежной «подушкой» (которая представляет собой своего рода страховку на случай ошибок в управлении ДС или в случае непредвиденных обстоятельств), а разность между этими величинами формирует либо излишек, подлежащий инвестированию, либо кассовый разрыв, который необходимо покрыть с помощью привлечения внешнего или внутрикорпоративного финансирования.

Процесс формирования всех видов БДДС (план-фактный анализ) контролируется корпоративными казначеями. В случае децентрализованной системы казначейства головная организация с установленной периодичностью собирает информацию по движению денежных средств в дочерних компаниях, консолидирует ее в отчет о движении денежных средств холдинга в целом и в разрезе дочерних компаний, а также принимает решение о внесении корректировок в локальные БДДС, которые затем спускаются в дочерние компании. Консолидация бюджетов может происходить автоматически, если корпоративная ERP позволяет загружать в нее сформированные дочкой данные, или с помощью составленных вручную сотрудниками централизованного казначейства шаблонов в Excel и спускаемых дочерним компаниям для заполнения.

Корпоративное казначейство также отвечает за контроль фактического исполнения БДДС, который, как правило, осуществляется путем автоматической выгрузки банковских выписок в казначейский модуль учетной системы. При этом БДДС помогает казначеям в реализации еще одной важной функции:  управление оборотным капиталом компании, поскольку позволяет контролировать своевременность поступлений денежных средств от контрагентов для последующего выяснения причин несвоевременной оплаты дебиторской задолженности.

Казначейство выполняет оперативный контроль и планирование денежных потоков на предприятии, поэтому в  обязанности казначеев входит составление и обновление платежного календаря на основе БДДС и текущих фактических платежей и поступлений денежных средств.  Что касается временного интервала составления бюджета движения денежных средств, то как правило, бюджеты составляются для каждого месяца в отдельности, с последующей с разбивкой на недели и дни. Кроме того, бюджет денежных средств составляют отдельно по трем видам деятельности: основной, инвестиционной и финансовой. Поэтому при формировании платежного календаря также поэтапно отражаются денежные потоки по трем видам деятельности: операционной, инвестиционной и финансовой а затем формируется промежуточное и итоговое сальдо ДС, которое дает представление о необходимости дополнительного финансирования или инвестиционных возможностях компании. Для этого во внимание принимаются курсовые разницы (если осуществляется внешнеэкономическая деятельность, или консолидация осуществляется в рамках транснациональной корпорации), денежные потоки по валютным сделкам, доходы от участия в деятельности других организаций, от операций с ценными бумагами, от прочих финансовых вложений, выплаты дивидендов, привлечение кредитных ресурсов и расходы на выплату кредитов и процентов, возврат депозитов и получение процентного дохода, а также прочие внеоперационные доходы и расходы (например, поступления от ФНС в виде возврата налогов).

! Простейший пример отчета о движении денежных средств (Cash Flow Plan) в Excel, который можно использовать как основу для платежного календаря, отражающий данные о фактическом и плановом движении ДС по дням недели с распределением притоков и оттоков по статьям операционной, инвестиционной и финансовой деятельности можно скачать здесь.

Скачать шаблон отчета

  • Среднесрочный и долгосрочный прогноз движения денежных средств. Среднесрочный прогноз содержит  план движения денежных средств, а также баланса денежных средств и их эквивалентов на начало и конец периода сроком от 1 месяца до 3 лет, а долгосрочный – соответственно на срок более 3 лет. Прогнозирование денежных потоков от операционной деятельности может осуществляться как прямым методом (отражающим основные виды денежных поступлений и выплат), так и косвенным методом, построенным на базе бухгалтерских форм баланса и отчета о прибылях и убытках (где чистая прибыль или убыток корректируются с учетом результатов операций не денежного характера, а также изменений, произошедших в операционном оборотном капитале). Выбор прямого или косвенного метода (или применение сразу обоих) зависит от доступности и простоты сбора данных в организации. 

При этом для составления скользящего прогноза могут использоваться исторические данные по платежам и изменению дебиторской/кредиторской задолженности, а также методы экспоненциального сглаживания, регрессионного анализа или простого скользящего среднего. Составление такого рода прогнозов является эффективным инструментом выявления необходимости рефинансирования текущих кредитных линий и корректировки кредитной политики или платежного календаря, а также составления инвестиционной стратегии компаний. После составления прогноза движения денежных средств формируется прогнозный бухгалтерский баланс.

[irp posts=”1043″ name=”Кэш-пулинг: кому и зачем нужен?”]

Отчеты, используемые для оценки эффективности деятельности казначейства

Эта группа отчетов, как правило, содержит оценку доходов от депозитов и других финансовых инвестиций, а также расходов на финансирование текущей деятельности, банковское обслуживание, финансовый результат от операций с иностранной валютой, а также дает сравнение этих показателей со среднерыночными или установленными целевыми ориентирами. Пожалуй, перечень таких отчетов индивидуален для каждой структуры казначейства и зависит от большого числа специфических факторов. Он также должен отражать установленные руководством корпорации KPI для сотрудников казначейства.

Зачастую, все отчеты, относящиеся к данной группе, включаются в единый отчет о результатах работы казначейства за определенный период (англ. Treasury report). Например, такой общий «казначейский» отчет может предоставляться высшему руководству на ежемесячной или ежеквартальной основе.  В него также могут включаться результаты внутренних аудиторских проверок в сфере казначейский операций и финансового менеджмента, а также планы и результаты предпринятых мер по устранению выявленных рисков и нарушений корпоративной политики в разрезе казначейской функции.

[irp]

 6,931 total views,  1 views today

Следите за нашими обновлениями:
0 0 голоса
Рейтинг статьи
Поделитесь ЭТИМ...Share on Facebook
Facebook
0Share on VK
VK
Tweet about this on Twitter
Twitter
Email this to someone
email
Подписаться
Уведомить о
guest

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x