Что такое ФАКТОРИНГ?

Что такое факторинг и зачем он нужен? Какие существуют виды факторинга? Сколько стоит факторинг? В чем выгода от факторинга и чем он лучше кредита?

факторинг Факторинг представляет собой набор услуг по управлению дебиторской задолженностью, предоставляемых специализированной компанией или банком в обмен на уступку права взыскания долга (текущей дебиторской задолженности).

Факторинг активно используется малыми и средними компаниями, которые находятся на начальном этапе своего развития. Поскольку более крупные компании стремятся к переходу на систему страхования кредитного риска, что обходится дешевле, чем инструмент факторинг, но требует достаточного уровня кредитоспособности самой компании и торгового оборота.

Сторонами факторинга являются:

1) Поставщик товара (кредитор) ,

2)  Покупатель (дебитор),

3) Посредник (фактор) .

На практике простая схема факторинговой операции выглядит так (пример): компания заключает договор с банком о факторинге и уплачивает банку маржу или комиссию в размере 1.5% от размера долга контрагента. Сразу после заключения договора купли-продажи с контрагентом банк выплачивает от 80 % от номинальной стоимости счета-фактуры. Остальные 20% перечисляются банком на текущий счет компании после фактической оплаты обязательств контрагентом в пользу банка. Таким образом компания одновременно предоставляет своим клиентам отсрочку платежа, тем самым увеличивая продажи, но при этом освобождается от кредитного риска, связанного с возможностью непогашения задолженности дебиторами, и увеличивает оборачиваемость капитала.

Сегодня рынок факторинга в России достаточно развит. Его объем превышает 2 трлн. рублей в год. Факторинг в современных корпоративных финансах – это не просто договор с посредником, но целых комплекс услуг, торгующих или закупающих товары с отсрочкой платежа. Факторинг включает в себя финансирование, покрытие кредитного риска и предоставление сопутствующих сервисов (в виде учета и аналитики).

Читайте также:  Как управлять риском ликвидности в компании

 

Какие существуют виды факторинга?

Среди всех факторинговых продуктов можно выделить следующие группы или виды:

  1. Классический —  факторинг с регрессом. Факторинговая компания выкупает около 90% задолженности, а после истечения срока отсрочки имеет право потребовать у продавца выданные до этого средства. Таким образом факторинговая компания практически не рискует.
  2. Факторинг без регресса — факторинговая  компания самостоятельно требует деньги с покупателя в случае просрочки.

Еще факторинг принято подразделять на:

  1. Факторинг без финансирования – когда клиент, продавший счет-фактуру факторинговой компании, получает от нее сумму счета-фактуры при наступлении срока платежа.
  2. Факторинг с финансированием – в  этом случае клиент может требовать немедленной оплаты счета-фактуры вне зависимости от предусмотренного срока платежа.

Должник может быть заранее оповещен о  передаче задолженности  факторинговой компании (в таком случае факторинг считается «открытым»), что отмечается в счете-фактуре. Если же участие в сделке посреднической компании не освещается в договоре, то такой факторинг считается «закрытым».

По направлениям факторинговые услуги также делится на:

  • факторинг продаж —  продажа дебиторской задолженности, и
  • факторинг закупок – финансирование поставщиков в размере дебиторской задолженности.

Факторинг может также быть как внутренним, так и международным, который подразумевает участие сторон с разных стран.

Читайте также:  Как устанавливаются кредитные лимиты?

Сколько стоит факторинг?

Стоимость факторинговых услуг складывается из комиссии, взымаемой посредником за услугу (обычно выражатся в % от суммы счета-фактуры) и процентов, взимаемых при досрочной оплате суммы долга.

Средние уровни комиссий находятся в пределах 1,5-3,0%. Чтобы перевести эту стоимость в % годовых (и сопоставить ее с обычным кредитом), следует умножить размер комиссии на коэффициент оборачиваемости дебиторки. Например, если период оборачиваемости ДЗ составляет 30 дней, то коэффициент оборачиваемости = 360/30 = 12. Если комиссия за факторинг составляет 1,5% от суммы ДЗ, то в годовом выражении стоимость факторинга будет равна 1,5% * 12 = 18% годовых. Очевидно, что стоимость факторинга в таком случае сопоставима (или даже на 1-2% выше) ставки кредита в банке для заемщика с хорошим кредитным рейтингом.

В чем выгода от использования факторинга?

Использование факторинга также может быть единственным источником пополнения оборотного капитала для только что созданных компаний, в виду ограниченности для них кредитных ресурсов банков. Однако в таких случаях стоимость факторинга существенно возрастает: затраты могут составлять до 30 % от суммы задолженности. Однако эта стоимость сопоставима с классическим кредитом (где ставки для новых компаний также достаточно высоки).

Кроме того, использование факторинга вместо кредита позволяет «очистить» баланс от долговой нагрузки и просроченной «дебиторки», снимает необходимость предоставления залогового обеспечения. То может быть выгодным компаниям с уже высокой долговой нагрузкой и в случае превышения кредитных ковенант по текущим кредитным договорам.

Использование факторинга способствует росту качества прогнозирования и управления денежными потоками компании, и снижает ее риски потери ликвидности. Ведь продавая портфель дебиторской задолженности, компания конвертирует ДЗ в реальные деньги, которые начинают снова работать.

Читайте также:  Управление кредитным риском в компании

1,051 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Следите за нашими обновлениями:
Поделитесь ЭТИМ...Share on Facebook
Facebook
0Share on VK
VK
Share on Google+
Google+
0Tweet about this on Twitter
Twitter
Email this to someone
email

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

avatar
  Subscribe  
Notify of